Главная Культура 00:13 30 Марта 2018 1894
Мы с вами где-то встречались

На «Первом» премьера - «Тот, кто читает мысли». Его второе название - «Менталист» - отсылает к одноименному американскому сериалу

Сергей Беднов
Стартовые серии прошли под дружное возмущение поклонников оригинала: «Ребята, ну что вы все тужитесь? Зачем?»

На «Первом» премьера — «Тот, кто читает мысли». Чтобы зритель с самого начала не ломал голову, где он все это уже видел, есть и второе название — «Менталист», отсылающее к одноименному американскому сериалу. Как и в случае с другими российскими версиями западных проектов, стартовые серии прошли под дружное возмущение поклонников оригинала: «Ребята, ну что вы все тужитесь? Зачем?» И правда, зачем?

Давно вписавшиеся в нашу практику иностранные слова «ремейк» и «адаптация» крайне редко подразумевают желание сказать новое художественное слово на основе старого экранного материала. Гораздо чаще — стремление подзаработать на успехе предшественников. Разве не для этого «перепеты» все советские кинохиты? Да и создатели российских сериалов по западным лекалам совершенно равнодушно относятся к упреку, мол, сами-то вы что, ничего придумать не можете? Можем. Но зачем изобретать велосипед, если можно взять готовый и очень качественный, сесть на него и ехать? Адаптацией прибыльных телевизионных проектов занимается весь мир, причем вполне успешно. Для примера назовем «Карточный домик», о котором в последнее время так много говорят из-за нехорошего поведения Кевина Спейси. Это ведь не оригинальный продукт, а позаимствованный у английских коллег. Но то американцы! Они что хочешь под себя подстроят. Вот посмотрел Билли Уайлдер средненькую французскую комедию «Фанфары любви» про двух музыкантов, переодевшихся в женщин, а потом ее неудачный немецкий парафраз и снял «В джазе только девушки».

А что же у нас? Может, правы те, кто утверждает, будто любая попытка отечественных телевизионщиков скопировать европейский или заокеанский образец изначально обречена на неудачу? Нет, это не совсем так. Скажем, успех «Моей прекрасной няни» и «Ворониных» оказался столь значительным, что съемки этих проектов продолжились, даже когда закончился сценарный материал для адаптации. В оригинальных «Няне» и «Все любят Рэймонда» сезонов меньше, чем в их российских вариантах. Но это ситкомы. Что же касается несмешных жанров, то тут дело, конечно, сложней.

Покупая права у зарубежных компаний, продюсеры не могут изначально не задумываться о неизбежных проблемах. Любой успешный сериал складывается из многих составляющих: оригинальной идеи, динамичного сюжета, грамотных монологов, атмосферы в кадре, качественной картинки и др. Конечно, имея в распоряжении приличный бюджет и хороших профессионалов, воспроизвес-ти все это можно. Но сложно. Хотя бы потому, что американские шутки в переводе на русский перестают быть остроумными, проблемы, о которых говорят герои — актуальными, а бытовая фактура, антураж совершенно не вписываются в нашу повседневность. Именно поэтому у аудитории так часто и возникает к адаптированным версиям вопрос: действие-то где происходит? А чтобы на экране не было откровенного бреда, авторы начинают лавировать.

Скажем, в нашем «Менталисте» отсутствуют какие-либо привязки к географии и местному колориту. На всякий случай, от греха подальше. На дорогах нет указателей, на домах — названий улиц и вывесок, даже номера машин на всякий случай затерты, чтобы по ним нельзя было угадать регион. Герои живут не в скромных, знакомых до боли «двушках», а в рос-кошных виллах и огромных апартаментах, обставленных в стиле хай-тек. Они работают в организации, которая занимается расследованием преступлений, но непонятно, к какому ведомству — из числа реально существующих — она принадлежит. В результате, в кадре, конечно, уже не Америка, но и не сказать, что в нем русский дух и Русью пахнет... Из национальных примет присутствуют только родной язык и привычные имена.

Что из этого следует? А то, что продюсеры связывали возможный успех новой версии не с фактурой, а прежде всего с лихостью сюжета, которая перенесена буквально слово в слово. Но ведь, делая точную копию, вряд ли можно рассчитывать на теплый прием со стороны тех, кто уже знаком с оригиналом. Это все равно, что заставлять их читать по второму разу детектив, когда уже заранее известна личность убийцы.

Впрочем, если передать интригу в адаптациях все же как-то удается, то дело обстоит гораздо хуже, когда основным манком для переделки становится образ главного героя. В этом смысле наиболее показательна история с «Доктором Хаусом». Этот гениальный диагност, циник и наркоман был сыгран Хью Лори настолько блистательно, что он стал любимцем публики № 1 и оставался таковым на протяжении многих лет. Ну как тут было не попробовать сделать что-то похожее? И вот на экране появляется «Доктор Тырса», который, конечно, адаптацией «Хауса» не являлся, поскольку имел оригинальный сюжет, но всем было ясно, чьими чертами наделен центральный персонаж в исполнении Михаила Пореченкова. Ну а потом, уже по всем правилам, мы сделали «Доктора Рихтера». Это точная, вплоть до малейших деталей медицинских диагнозов, озвучиваемых главным героем, копия «Хауса». А результат? Зрители вместо того, чтобы насладиться происходящим на экране, занялись сравнением Алексея Серебрякова (Рихтера) с Лори. И, понятно, не в пользу первого.

Словом, при всей кажущейся простоте способа «сшибить бабла» с помощью адаптаций рейтинговых сериалов, на деле все оказывается не столь уж радужным. Если бы подобная практика применялась лет пятнадцать назад, наверно, все было бы лучше. А теперь глупо не считаться с тем обстоятельством, что интернет, а стало быть, и возможность увидеть любой иностранный сериал сразу после его премьеры, есть практически у всех. И поскольку догнать и перегнать Америку по качеству у нас пока не получается, то большинство адаптаций и представляются всего лишь продуктом второй свежести.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5378
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4905
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...