Фестиваль "Золотая маска" начался, как всегда, 27 марта, в Международный день театра, в праздник, про который никто толком не знает, как его отмечать. Наверное, по аналогии со Всемирным днем отказа от курения эту дату можно было бы переиначить во Всемирный день отказа от плохих спектаклей и баловать зрителя хотя бы раз в году исключительно хорошим театром. Организаторы "Золотой маски" сделали первый шаг в этом направлении, открыв свой фестиваль смешным и трогательным спектаклем Нового Рижского театра "Латышская любовь" в постановке Алвиса Херманиса.
Газетные объявления о любовных знакомствах - это, как известно, неистощимый источник комического. Алвис Херманис попросил своих актеров сочинить этюды по мотивам этих объявлений. Получилось 13 коротких историй о любви и одиночестве.
Шестеро рижских актеров стремительно меняют личины, с эстрадной ловкостью перевоплощаясь из балерины пенсионного возраста в фигуристую учительницу истории, из божьего одуванчика в хмурого, уставшего от жизни студента, из подслеповатой библиотекарши в восторженную руководительницу латышского хора. Пожалуй, главное, чем пленяет этот спектакль, - последняя точность в отношении мелких деталей. Есть вещи, просто-таки сражающие зрителя наповал. Например, ценник на только что купленном купальнике, который незаметно обрывает девушка (Гуна Зариня), условившаяся о встрече с молодым человеком на пляже.
Одна виртуозно придуманная миниатюра перетекает в другую, и порой кажется, что спектакль можно оборвать в любую минуту. Но ближе к финалу осознаешь, что все четыре часа Херманис терпеливо собирал пазл под названием "Латвия". Перед нами страна, населенная обычными неказистыми людьми. Не герои, не красавцы, не таланты, они знают себе цену и просят только об одном: "Полюбите нас черненькими". А то уж очень им всем одиноко на этом свете без любви.