А если серьезно, то официально заявленная в четверг готовность администрации Буша оказать военную помощь Азербайджану "в защите его морских рубежей" требует осмысления двух вещей - предлога и повода.
Предлогом стал конфликт вокруг азербайджанской нефтяной платформы, которая вторглась, по утверждению Ирана, в его суверенные территориальные воды. Тегеран пригрозил употребить, если понадобится, силу. Добыча "черного" золота в спорной зоне приостановлена.
Поводом служит все та же, как выразился Збигнев Бжезинский лет пятнадцать тому назад, необъявленная, вялотекущая, но от этого не менее ожесточенная "третья мировая война" за природные ресурсы.
Озадачивает одна деталь: конфликт интересов между Баку и Тегераном случился в июле прошлого года. Соседи обменялись тогда схожими обвинениями. Баку обвинил Тегеран в неоднократном нарушении воздушного пространства над акваторией, которую Азербайджан считает своей. США и Турция назвали эти полеты "провокационными". Тем не менее почему Вашингтон ждал восемь месяцев, прежде чем громко объявить о том, что в этом споре он не только принимает сторону Баку, но и намерен подкрепить это военной силой?
Тем более что идет, пусть трудно и медленно, переговорный процесс, а главное - существует механизм, способный решить проблему разграничения полномочий пяти государств Каспийского бассейна - России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана, - чтобы обеспечить на годы вперед бесконфликтную разработку нефтяного эльдорадо на прибрежном шельфе. Пять прибрежных стран придут к согласию. Это неизбежно. Но вдруг появляется де-факто шестой участник спора "хозяйствующих субъектов" международного права, расположенный вдобавок за тысячи километров от Каспия.
Видимо, американские нефтяные корпорации сделали ставку на Азербайджан как на гаранта их сегодняшних и будущих прибылей. А потому побудили администрацию Джорджа Буша не напрямую, но опосредованно вмешаться в раздел природных ресурсов Каспия. Таким образом, Соединенные Штаты сделали заявку на участие в дележе природных богатств этого внутреннего моря-озера. А это непосредственно затрагивает как экономические, так и геополитические интересы России. Столь взрывоопасная тема, видимо, должна стать еще одним, не запланированным заранее пунктом повестки дня предстоящего в мае российско-американского саммита в Москве.