Главная Культура 00:20 30 Января 2015 1721
И «седьмые» станут первыми

Первое место по результатам январских сборов занимает фильм «Седьмой сын» - приключенческое фэнтези Сергея Бодрова-старшего

Елена Ищенко

Декабрь и январь, наверное, лучшее время для киноиндустрии: народ забивает кинотеатры, сборы зашкаливают. Но в топ — как, впрочем, и всегда — выбиваются американские блокбастеры, а не авторские драмы или российское кино. Почему так происходит и что делать, разбирается «Труд».

Кризис дает о себе знать: сборы за первый уик-энд 2015 года по сравнению с прошлым упали на 30%, хотя цифра все равно внушительная — 40 млн долларов. Но первый новогодний уик-энд — всегда рекордсмен по сборам, дальше они неуклонно падают, достигая минимума во время летних каникул. Эта статистика подтверждает все правила нашего кинорынка: главный зритель — подросток, главные фильмы — американские блокбастеры. Поэтому прокатчики авторского кино во время новогодних праздников берут передышку: на какую-нибудь драму Дэвида Кроненберга, режиссера известного и популярного, охваченные новогодней суетой школьники все равно не пойдут (да по новым законам их и не пустят — если 18 нет), предпочтя ей спецэффекты.

Что в итоге? Первое место по результатам январских сборов занимает фильм «Седьмой сын», приключенческое фэнтези... Сергея Бодрова-старшего! Зрелище хоть и масштабное, но вообще-то с художественной точки зрения третьесортное, с вполне предсказуемым сюжетом и не бог весть какими спецэффектами. Зато — 18,5 млн долларов кассы, притом что прокат еще не завершился. Мог бы Бодров думать о таком успехе, снимая драму «Кавказский пленник», романтический «Медвежий поцелуй» или биографического «Монгола»? Нет, да и вряд ли российские школьники пошли на «Седьмого сына» из-за любви к его творчеству.

Далее следуют боевик Ридли Скотта «Исход: Цари и боги» (17 млн долларов) и мультфильм «Три богатыря: Ход конем» (16,7 млн долларов). Последний выглядит на своем третьем месте совсем не странно: уже пять лет регулярно выходящие в серии «Три богатыря» мультфильмы окупаются в прокате. Видимо, продюсер Сергей Сельянов — едва ли не единственный в нашей киноиндустрии, кто знает путь к зрителю, делая при этом не кальку с американских комедий, а вполне самостоятельный продукт. Популярная комедия «Елки» в этом году сдала позиции, собрав всего 12 млн долларов, сильно уступив предыдущей части, получившей почти 40 млн долларов.

Но это популярное кино, а где же авторское, камерное, драматическое? Само собой, в конце списка. 15 января в прокат вышла драма молодого режиссера Оксаны Бычковой «Еще один год», отмеченная, кстати, призом на кинофестивале в Роттердаме. Итог — 30 тысяч долларов, всего 7 тысяч зрителей по всей России. 22 января — долгожданные, многократно анонсированные прессой «Две женщины» Веры Глаголевой, между прочим, с Рэйфом Файнсом — и что же? Картина собрала 40 тысяч долларов и 9,5 тысячи зрителей. Единственное, что можно сказать в утешение авторскому российскому кино: аналогичное зарубежное получает ненамного больше. Та же «Звездная карта» Дэвида Кроненберга с целой россыпью звезд (Джулианна Мур, Роберт Паттинсон, Джон Кьюсак, Миа Васиковска) заработала в нашем прокате 53 тысячи долларов, а фильм — победитель Каннского кинофестиваля «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана (кстати, по Чехову!) — всего 15 тысяч долларов.

Министр культуры Владимир Мединский предлагает поддерживать наше кино радикально, постоянно выступая с одиозными инициативами, которые призваны убить сразу двух зайцев: поддержать и мораль, и индустрию. В частности — запретить мат и урегулировать прокат так, чтобы премьеры американских блокбастеров не совпадали с премьерами российских «фильмов-событий». Авторитет этих решений в профессиональной среде не слишком высок.

Мат после продолжительных протестов в кинематографической среде хочет вернуть даже высоконравственный Никита Михалков. Что касается второго предложения — оно на первый взгляд может показаться разумным, если не вникать в тонкости кинобизнеса. На самом деле оно в лучшем случае ничего не изменит, в худшем подпортит показатели бокс-офиса, которые в этом году, по прогнозам аналитиков, и без того упадут. Разберемся. Во-первых, что подразумевает Мединский под «фильмами-событиями»? Это отнюдь не «Две женщины» Веры Глаголевой и даже не «Левиафан» Андрея Звягинцева, это «А зори здесь тихие...» Рената Давлетьярова, ремейк знаменитого фильма Станислава Ростоцкого, переснятый к 70-летию Победы. Да, Давлетьяров — хороший продюсер, и законы кинорынка знает куда лучше Мединского, и, понятно, снимает такое кино, на которое зрители пойдут в любом случае, даже если рядом в расписании будет очередная серия «Мстителей».

Во-вторых, важно понимать, что у того же «Левиафана», ремейка «...А зори здесь тихие» и «Мстителей» разная аудитория. И работать нужно в первую очередь с ней, а не пытаться навязать свои принципы кинорынку, который все равно все перемелет и выведет на первое место какого-нибудь «Седьмого сына». Ни регулирование премьерных дат, ни квотирование российского кино здесь не поможет. Нужны другие меры. Можно, например, создать в больших городах кинотеатры российского фильма с дешевыми билетами или выделить квоту на городскую рекламу — чтобы рядом с огромными баннерами «Мстителей» висел и баннер «Двух женщин».

В-третьих, авторское кино мало где окупается. Это как опера, балет или музей: если хотите, чтобы эти направления развивались, не стоит требовать от них «эффективности» и «менеджерского подхода». «Левиафан» завоевал «Золотой глобус», номинирован на «Оскар». «Еще один год» Оксаны Бычковой получил приз на Роттердамском кинофестивале, а новый фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками» едет на Берлинале. Такое кино — это достояние, и не стоит требовать от него миллионов в прокате. Но нужно требовать от себя. Вот вы когда последний раз были в кино? На какой фильм ходили?

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5257
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4635
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...