Спросите, а много ли чиновников? Как минимум каждый сотый житель страны, включая грудных младенцев. Почти пять процентов трудоспособного населения. При Петре Великом, который считается родоначальником российской бюрократии, один чиновник приходился на 2250 жителей империи. При Михаиле Горбачеве их было уже на порядок больше: один бюрократ - на 220 жителей СССР. В минувшем, 2005 году соотношение стало совсем уж неприличным: один чиновник на 109 россиян.
А дальше идет разночтение: руководитель аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин утверждает: с марта 2004 года - начала проведения административной реформы - численность государственных служащих центральных и территориальных аппаратов сократилась на 235 тысяч человек. А по данным Росстата, только в 2005 году чиновников стало больше на 143,5 тысячи (по сравнению с 2004-м), и особенно быстрыми темпами (на 20,6 процента) выросла численность федеральных исполнительных органов власти.
Теперь представляете, какие мысли будут обуревать этих людей за праздничным новогодним столом? Какие подсчеты и расклады начались в больших и малых конторах со вчерашнего дня? Какие шекспировские страсти уже закипели среди вчерашних закадычных друзей и преданных соратников, ставших вдруг непримиримыми конкурентами?
Но это, что называется, ИХ потери. Посмотрим, какими могут оказаться НАШИ выгоды.
Сразу скажем: точные прогнозы невозможны. 15 лет назад, когда рушился СССР, москвичи ожидали, что в городе появится уйма пустующих офисных зданий из-за ликвидации союзных министерств и ведомств. Увы, освободилось лишь одно - здание бывшего Минторга. А в последнее время большинство ведомств, не покинув старых офисов, дружно принялись строить новые модерновые здания стоимостью в сотни миллионов долларов. Может, теперь их строительный энтузиазм поутихнет, и казна сэкономит миллиард-другой?
Сокращение аппарата, как ожидается, будет сопровождаться уменьшением числа различных поборов с населения. Например, уже объявлено, что чиновникам запретят брать плату за "услуги" с россиян, обращающихся в госорганы за лицензиями, разрешениями, различными справками и выписками.
Но особенно хотелось бы снизить объемы чиновничьего воровства. Недавно Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата РФ обнародовали данные: на одних лишь государственных закупках товаров и услуг чиновники федерального, регионального и муниципального уровня только в нынешнем году украли 300 млрд. рублей. А по данным фонда ИНДЕМ, объемы взяток, собираемых чиновничеством на самом низшем, "бытовом" уровне, составляют не менее 3 млрд. долларов в год. Что же касается потерь в экономике, то они, по некоторым экспертным оценкам, сопоставимы с федеральным бюджетом России.
Конечно, одним сокращением аппарата все эти (и многие другие!) "язвы" не излечишь. И первый автор уже подзабытой административной реформы Дмитрий Козак, сосланный потом "на войну" в Южный федеральный округ, первоначально ставил очень конкретные цели - повысить эффективность каждого федерального органа исполнительной власти, каждого чиновника, каждого руководителя: "С финансовой точки зрения задача реформы в том, чтобы общественных средств из бюджета брать как можно меньше, а ответственность и отдача должны быть больше". За почти три года, прошедших с того времени, практически ничего из этого сделать не удалось.
Похоже, власть предпринимает вторую попытку.