Главная Наука и технологии 00:01 29 Ноября 2024 6258
«Суперджет» и другие

Загоревшийся в аэропорту Антальи российский лайнер в очередной раз высветил проблемы отечественного авиапрома

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Лучше бы чиновники не торопились докладывать президенту о свершениях. Фото: Юрий Кирсанов/Transport Photo Images, globallookpress.com

После того как самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» загорелся в аэропорту турецкой Антальи, продолжается «разбор полетов». Авиакомпания назвала причиной ЧП сильный ветер. По одной из версий, самолет при посадке задел двигателем посадочную полосу и стал терять топливо, которое загорелось от искр. К счастью, все, кто был на борту, остались живы, но вопросов от этого не стало меньше.

Заслуженный пилот СССР, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов считает причиной подобных инцидентов с этим самолетом конструкторские недоработки. «Современное самолетостроение запрещает конструировать самолеты таким образом, чтобы при совершении грубой посадки шасси пробивали топливные баки», — рассказал он в интервью BFM. По его мнению, как и в катастрофе в Шереметьево в мае 2019 года, когда также в результате пролива топлива и пожара погиб 41 пассажир, всему виной конструкция шасси, которые от удара о землю повреждают топливные емкости, расположенные в крыльях.

Отраслевой телеграм-канал «Авиаторщина» пишет, что тот же самый Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» месяц назад повредил створки шасси при вынужденной посадке в столичном Внуково. Тогда это произошло из-за отказа гидросистемы. Пострадавших не было. Росавиация квалифицировала событие как инцидент, было расследование, выводы не оглашены.

В случае в Анталье Росавиация пока не уточняет, почему при жесткой посадке произошел разлив топлива и можно ли считать конструкторское решение шасси Sukhoi Superjet 100 слабым местом. Но очевидно, что жертв удалось избежать лишь благодаря оперативным действиям турецких пожарных, приступивших к тушению самолета через две минуты после его остановки на посадочной полосе. Как жалуются пассажиры, ситуацию осложняли нерешительные действия экипажа и паника на борту...

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту возгорания воздушного судна. После расследования мы, надеюсь, узнаем, был ли инцидент связан с ошибкой пилота (именно такой вывод был сделан в случае с жесткой посадкой в Шереметьево в 2019 году) или виной всему ветреная погода. Между тем, как сообщило РИА «Новости», в тот же день еще один SS 100 авиакомпании «Азимут» приземлился в международном аэропорту Красноярска с неисправностью гидравлики передней стойки шасси. А по данным сайта «Авиаторщина», 24 ноября произошли еще три инцидента с самолетами SSJ 100. С проблемой в гидросистеме сел борт, следовавший из Санкт-Петербурга в Москву. «Остальные два инцидента произошли уже около полуночи, — пишет «Авиаторщина». — В 23.42 в аэропорту Сочи «Суперджет» «Ред Вингс» (RA-89155) во время разбега по взлетно-посадочной полосе на скорости 150 км/ч прервал взлет в Москву. А через шесть минут при заходе «Суперджета» «Россия» (RA-89100) из Москвы на посадку в Пулково в кабине пилотов высветилось сообщение о неисправности системы управления разворотом колес передней опоры шасси. Пилоты доложили о проблеме и выполнили уход на второй круг. На аэродроме была объявлена тревога». Везде просматриваются схожие с «турецкими» проблемы с шасси и гидравликой.

Пять инцидентов за сутки — не многовато ли? В любом случае это уже не первое ЧП с самолетами Sukhoi Superjet 100, детищем отечественного авиапрома, рожденным в попытках его реанимировать. О SSJ 100 бравурно докладывали президенту как о выдающемся достижении управленцев отрасли и авиастроителей. Но судьба лайнера изначально сложна. Достаточно вспомнить, что он разбился во время демонстрационного полета 9 мая 2012 года близ Джакарты. Тогда погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причиной катастрофы назвали ошибку пилотирования. То был предсерийный экземпляр, принадлежавший ОКБ «Сухой».

Самолет ввели в эксплуатацию 21 апреля 2011 года. Планировалось выпустить 236 лайнеров за три года, но к 2019-му построили 182. Весной 2017 года Минтранс России подвел предварительные итоги эксплуатации самолета. Оказалось, средний суточный налет российских машин меньше, чем у иностранных лайнеров вдвое — втрое (3,3 часа в сутки против 6-10 часов). Причиной назвали нехватку запчастей, а также особенности конструкции двигателя, агрегаты которого имеют ограниченный ресурс и требуют ремонта после наработки от 1000 до 4000 часов вместо заявленных 8000. И т. д и т. п.

При этом ничего неизвестно о том, что кто-то понес ответственность за «отдельные проблемы» с самолетом. Это касается и задержек в производстве, и конструктивных особенностей. Вина пока ложится на пилотов и на погоду.

Нынешний турецкий инцидент совпал с известием о том, что гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский и управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев покидают свои посты. Управлять деятельностью «Яковлева» будет гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Вадим Бадеха. «Туполев» возглавит замгендиректора ОАК Александр Бобрышев. В ОАК пояснили, что рокировка связана с «необходимостью в беспрецедентно сжатые сроки реализовать запуск серийного производства отечественных гражданских лайнеров» (будто раньше такой необходимости не существовало!).

Замены руководителей случились сразу после того, как премьер-министр Михаил Мишустин на форуме «Транспорт России» 21 ноября заявил, что первые поставки долгожданного самолета МС-21 могут начаться уже в 2025 году. И добавил: «Важно как можно быстрее развернуть массовый выпуск всех типов самолетов, включая полностью обновленные «Суперджеты», а также Ту-214, Ил-96, Ил-114 и для местных линий — «Байкал». Сказал глава правительства и о масштабном финансовом вливании в транспорт — свыше 1,5 трлн рублей. Правда, о том, сколько уже было потрачено на создание SSJ 100 и МС-21, уточнять не стал.

Приходится обходиться старыми данными, которые, однако, весьма красноречивы. Так, в 2012 году Контрольное управление Администрации президента РФ подвело итог: «Анализ реализации программы («Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на период до 2015-го». — «Труд») показал, что за период действия она корректировалась 6 раз. Финансирование увеличилось на 66,1 млрд рублей. При полном освоении выделенных средств определенные программой цели не достигнуты: Не организовано серийное производство самолетов Ил-96-300, Ту-204/214, регионального самолета Ту-334». Есть там и такая фраза: «За период действия программы финансовое состояние предприятий, производящих самолеты для гражданской авиации, значительно ухудшилось».

Ну и кто ответил за развал отечественного авиастроения и лоббирование иномарок? Да никто!

В 2019-м проверка Счетной палаты выявила низкую эффективность реализации уже новой программы развития гражданского авиастроения, рассчитанной до 2025 года. В отчете сообщалось, что Россия «снизила поставки отечественных самолетов на 40%». Провал курирующего эту отрасль Минпромторга был виден невооруженным взглядом на протяжении многих лет, но всех наверху такое вопиющее несоответствие планов, выделенных денег и результатов, видимо, устраивало. Ну а с бывшего вице-премьера Дворковича, курировавшего отрасль, и взятки гладки: он сбежал за границу.

Сейчас изо всех углов слышим о сложностях в производстве отечественных самолетов, связанных с санкциями и с «беспрецедентно короткими сроками на решение задачи». Но кто тянул за язык в августе 2023 года главу «Ростеха» (в эту госкорпорацию входит и ОАК) Сергея Чемезова, который докладывал президенту России, что серийное производство российских самолетов Superjet New и МС-21 будет запущено в 2024 году, к 2025-му станут серийно выпускать 10 единиц Ту-214 в год. Вся страна в прямом эфире слышала обнадеживающее сообщение: «В 2024 году мы запустим серийное производство самолетов Superjet — Superjet New. Это самолет, который оборудован нашими двигателями ПД-8, полностью наша авионика, фактически полностью наш самолет... Ежегодно, начиная с 2024-го, будет производиться 20 таких машин... Мы также начнем производить и МС-21: первые серийные шесть машин тоже будут переданы авиакомпаниям России».

Что касается МС-21, то его разработка началась еще в СССР в прошлом веке, в 1987 году. То был совместный проект самолета ЯК-242 «АК им. С.В. Ильюшина» и АО «ОКБ им. Яковлева». А новая история МС-21 длится уже 18 лет. Первый опытный МС-21 с помпой выкатили в Иркутске на обозрение публики 8 июня 2016 года, первый полет он совершил 28 мая 2017 года. Помнится, тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев назвал его «одним из самых современных лайнеров в мире и пассажирским самолетом XXI века». И вот прошло восемь лет...

Серийное производство МС-21 неоднократно переносилось. На заседании правительства в январе 2023-го президент Путин раскритиковал за это Дениса Мантурова, тогда еще просто вице-премьера. Прямо спросил: «Что вы дурака валяете?» На все объяснения глава государства отрезал: «Долго, слишком долго». А в результате Мантуров был повышен в должности до первого вице-премьера и куратора отрасли. Видимо, в наказание?

Впрочем, после последних инцидентов с SSJ 100 возникает мысль: а может, лучше, чтобы они не торопились? И не докладывали Владимиру Путину раньше времени о свершениях в небе и на грешной земле.

Санкции и производственные ограничения не помогли, отметил обозреватель журнала The National Interest Питер Сичиу

Фото: Liu Dawei/Синьхуа, globallookpress.com

В руководстве НАТО шокированы тем фактом, что Воздушно-космические силы России продолжают получать истребители Су-35 и Су-57. Об этом сообщило американское издание The National Interest (NI). «Объединенная авиастроительная корпорация...

Наука и технологии 00:02 / 15 Ноября 2024 13965
Технопарк

Питерские ученые придумали съедобную упаковку

Илья Щербаков
Труд
Пластиковые бутылки - один из главных источников мусора. Фото: © James Wakibia, globallookpress.com

Все на свете когда-нибудь кончается, вот и ресурсы нашей планеты не бесконечны. По разным оценкам, человечество уже израсходовало примерно треть из них. Неслучайно был придуман Всемирный день переработки, который отмечается...

Наука и технологии 00:05 / 29 Ноября 2024 10981
Технопарк

Сегодня исполняется 100 лет Всероссийскому обществу охраны природы

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото из открытых источников

29 ноября исполняется 100 лет Всероссийскому обществу охраны природы. Его в очень трудные для страны времена создавали с благородной целью: объединить усилия ученых и инженеров по рациональному использованию природных...

Нынешняя система оценки научных достижений дискредитировала себя, утратила объективность и нуждается в замене, отметил советник президента Антон Кобяков 

Фото: © Science Museum, globallookpress.com

Советник президента РФ, руководитель межведомственной рабочей группы по подготовке и проведению Конгресса молодых ученых и мероприятий – спутников Антон Кобяков выступил с предложением создать альтернативу Нобелевской премии в рамках содружества...

Морские дроны «Гавия» разработаны компанией Enamor по лицензии американской Teledyne Technologies 

Фото: Keystone Press Agency, globallookpress.com

Вооруженные силы Украины (ВСУ) впервые попытались атаковать Крымский мост новейшими польскими безэкипажными катерами (БЭК) «Гавия». Об этом в пятницу, 6 декабря сообщает Telegram-канал Mash. По сведениям обозревателей...

Среди американских политиков, ученых и деятелей культуры немало тех, кто всерьез верит в существование секретных программ по исследованию пришельцев 

Конгрессвумен от штата Колорадо Лорен Боберт. Кадр видео с YouTube

Нижняя палата Конгресса США провела очередные слушания по поводу неопознанных летающих объектов (НЛО), генетических экспериментов с участием инопланетян и подводных баз пришельцев в океане. Об этом в четверг, 14 ноября сообщает издание...

Стоимость годового курса лечения превышает 40 тысяч долларов

Фото: Jörg Horstmann/imagebroker.com, globallookpress.com

Новый препарат для профилактики ВИЧ-инфекции «Ленакапавир» значительно повышает эффективность борьбы с этим заболеванием. Как сообщает интернет-издание «Лента.ру», к такому выводу пришли специалисты из Университета Эмори...

Ситуация с защитой персональной информации в России близка к катастрофической

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
С начала года зафиксировано 110 утекших баз личных данных россиян - свыше 600 млн записей. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Как сообщил Милош Вагнер, замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в просторечии называемой Роскомнадзор, с начала года зафиксировано 110 утекших...

Наука и технологии 00:04 / 13 Декабря 2024 5624
Технопарк

Ученые из МГУ научили крысу отвечать на вопросы человека

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Подопытная крыса с имплантированными электродами. Фото из личного архива нейрофизиолога, профессора МГУ и главного научного сотрудника ИЭФБ РАН Михаила Лебедева

Поговорим о молодости, творящей чудеса. Итак, свой знаменитый периодический закон химических элементов Дмитрий Менделеев открыл в 35 лет. Работу над теорией относительности Альберт Эйнштейн начал, когда ему было 28, а отец...

По статистике, Viber в России являлся третьим по популярности мессенджером, уступая «экстремистскому» WhatsApp и Telegram 

Фото: © Pavlo Gonchar, globallookpress.com

В России ограничили доступ к мессенджеру Viber. Об этом в пятницу, 13 декабря сообщил Роскомнадзор в официальном Telegram-канале. Такая мера, как пояснили в ведомстве, была принята из-за нарушения администрацией Viber требований российского...

В России резко выросли продажи аналоговой техники

Максим Башкеев
Труд
Как ни странно, «олдовую» технику активно покупает молодежь. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Пленочные фотоаппараты, проигрыватели для кассет и виниловые пластинки пользуются все большим спросом. Причем покупают все это не только коллекционеры и люди ностальгирующие, но и совсем еще молодые. Зачем, что они ищут...

Очередное ЧП с российским «Суперджетом» вновь извлекло на свет божий два извечных русских вопроса

Анатолий Журин
Труд
А был ли у нашего нового самолета главный конструктор? Оказывается, нет. Фото: Юрий Кирсанов/Transport Photo Images, globallookpress.com

Мы уже рассказывали о ЧП в аэропорту турецкой Антальи, когда после жесткой посадки загорелся российский «Суперджет». Кадры горящего лайнера и спешно покидающих самолет пассажиров шокируют. Большая удача, что удалось...

Навсегда ушел под воду целый российский остров

Труд
Остров Месяцева, снимок 2021 года с дрона. Фото: Александра Барымова/Центр морских исследований МГУ им. Ломоносова

Остров утонул Глобальное потепление вносит коррективы в карту Российской Арктики. В районе архипелага Земля Франца-Иосифа полностью ушел под воду остров полярника Ивана Месяцева. В конце прошлого века он образовался из одноименного...

Она связана с риском полного исчезновения ледяного покрова Арктики

Фото: Sebastian Kahnert/dpa, globallookpress.com

Арктика в течение трех лет может полностью лишиться ледяного покрова, что ознаменует наступление «зловещей эпохи» для человечества. Как сообщает британское издание Daily Mail, такую гипотезу выдвинули ученые Гётеборгского университета...

Глава государства принял участие в международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», открывшейся в Москве 

Фото: http://kremlin.ru

Россия должна стать мировым лидером по масштабам применения искусственного интеллекта (ИИ) во всех сферах жизни. Об этом в среду, 11 декабря заявил президент РФ Владимир Путин, принявший участие в международной конференции «Путешествие...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?