
В Театральном зале Московского международного дома музыки прошел концерт пианиста-виртуоза Олега Аккуратова, представившего свой новый диск с записью трех самых известных сонат Бетховена — Патетической, Лунной и Аппассионаты, выпущенный фирмой «Мелодия». Олег более известен широкой публике как джазмен. Еще более поражает то, что музыкант, потрясающе владеющий роялем, не видит публики, но, кажется, чувствует дыхание каждого в зале.
Играю с трех лет, — рассказывает Олег. — В музыкальную школу пошел в шесть, а лет в десять уже исполнял «Детские альбомы» Чайковского и Шумана, сонаты Моцарта. Потом перешел к Патетической сонате, прелюдиям Рахманинова. Ужасно люблю ощущение, когда ты профессионально вырастаешь от пьесы к пьесе.
...Он родился в городе Ейске Краснодарского края у несовершеннолетней матери, воспитывался у бабушки с дедушкой. Те обратили внимание, с каким увлечением малыш подбирает услышанную мелодию на пианино. Показали педагогам местной музыкальной школы — и те взяли парня в первый класс. Затем Олег окончил специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей (есть, оказывается, такая в Армавире), Московский музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства, Ростовскую государственную консерваторию (с красным дипломом!). Олег — лауреат российских и международных конкурсов, в которых соревновался со зрячими музыкантами. Объездил с концертами всю Россию, выступал и в престижнейших зарубежных залах. В составе квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра гастролировал по Израилю, Нидерландам, Италии, Индии, США, Канаде.
А сегодня и московской публике хорошо известно имя Олега Аккуратова. «Труд» писал о дебютном концерте молодого музыканта в Доме музыки в начале 2017-го. И вот через полтора года пианист продемонстрировал слушателям новый уровень своей виртуозной техники и стилистической гибкости. Творческий вечер его состоял из двух блоков — классического и джазового. С академической точностью Олег исполнил в первом отделении Аппассионату Бетховена, «Хоровод гномов» Листа и Пять вариаций современного немецкого композитора Хельмута Лахенмана на темы Шуберта. В джазовом блоке была фантазия на темы из оперы Гершвина «Порги и Бесс», звучали композиции Джо Хендерсона, Херби Хэнкока, Нэта Кинга Коула. А в «Дорожной песне» Уэса Монтгомери Аккуратов показал себя еще и как вокалист, прекрасно чувствующий особенности джазовой фразировки.
Как сочетаются в нем эти два направления и что все-таки для музыканта важнее — классика или джаз? Об этом мы говорили в артистической после концерта.
— Ваш вопрос из разряда «кого ты больше любишь: маму или папу», — смеется Олег. — Нет, я не могу предать ни тот ни другой жанр, они оба живут во мне на равных. Отношу себя к универсальным музыкантам. Хотя в джазе не очень люблю авангард, где зачастую нет ни мелодики, ни гармонии, ни ритма.
Конечно же, я прошу пианиста вернуться к истокам, к той самой «музыкалке для особенных».
— Моя школа — первая такая в России. Ее создал в 1989 году замечательный человек, незрячий баянист и педагог Владимир Сухоруков. Поначалу принимали только тех, у кого проблемы со зрением, но потом стали брать и обычных ребят. И это, по-моему, правильно. Школа прекрасно оборудована, располагает превосходными инструментами. Многие наши ученики участвуют в конкурсах, от краевых до международных, причем на равных с нормально видящими детьми, и нередко побеждают. В 2014-м на церемонии закрытия Паралимпиады в Сочи я играл на рояле Паралимпийский гимн, а пели Хосе Каррерас, Диана Гурцкая и ученица нашей школы Нафсет Чениб.
Олег считает, что своим школьным учителям, в первую очередь Анне Кудряшевой, он обязан победой на Международном конкурсе памяти Веры Лотар-Шевченко. Отдельные слова благодарности адресует Михаилу Окуню — педагогу Московского эстрадно-джазового училища, профессору Ростовской консерватории Владимиру Дайчу, педагогу по классическому фортепиано, и Маргарите Черных — специалисту по камерному ансамблю. А теперь Аккуратов уже и сам преподает на джазовом отделении Ростовского колледжа искусств: Отмечает Олег Игоря Бутмана, открывшего ему дорогу в большой мир музыки. И музыкантов, с которыми он теперь выступает, — Эдуарда Зизака и Сергея Корчагина. С ними был записан альбом «Луч солнца золотого», и вот уже третий год они играют вместе. Как считает Олег, ребята очень точно чувствуют джазовую структуру.
Естественно, интересуюсь, как Олег учит музыкальные произведения.
— В моей школе педагоги разработали систему, основанную на шрифте Брайля, — объясняет он. — Но со временем я понял, что эффективнее учить все на слух. Делаю это с помощью компьютера. — Включаю аудиоплеер, замедляю темп, вслушиваюсь в то, что играют правая, левая рука. Воспроизвожу эти партии, но не механически, а стараясь уловить фразы, смысловые акценты, полифонические эффекты: За инструментом обычно провожу целые дни, с утра до вечера. Музыка необъятна, как океан. В уже знакомое произведение можно погружаться все глубже и глубже, находя в нем все новые детали и нюансы. В этом и состоит моя жизнь.
Во время концерта музыкант чутко прислушивается к реакции зала — она для него очень важна, поскольку музыка не выносит тишины.
— Я чувствую, как зрители воспринимают то или иное произведение, на чем у них сердце замирает. Без этого на сцене невозможно. Даже если ты не видишь людей, тебе важно знать, что они здесь, рядом, и что они так же погружены в музыку, как и исполнитель. А музыка прекрасна тем, что едва исполнилась одна твоя мечта, как перед тобой начинает брезжить новая. Этим ощущением я и стараюсь делиться...