Не только на полях сражений случаются яркие и трудные победы. Особенно когда речь идет о вере. И потому в житиях русских святых рядом с такими людьми, как Дмитрий Донской и Александр Невский, равноправно стоят, например, и черниговский князь Михаил с боярином Феодором, память которых церковь празднует 3 октября. Они пострадали за веру, как бы подтверждая своим примером слова Блаженного Августина: "Кто Бога боится, тот никого не боится". Это было время, когда русские князья должны были отправляться на поклон в Орду. Однако и в этой ситуации оставалось место подвигу духовному.
Когда князь Михаил и его боярин Феодор собирались в Орду к хану Батыю, их напутствовал епископ Иоанн, который предостерег от участия в языческих обрядах.
"Некоторые князья погубили так свои души, - сказал епископ, - не подражайте им".
Но появились и другие советчики, когда дело дошло до испытания и князю было предложено пройти обряд огнепоклонства. Сопровождавшие его бояре и родственники уговаривали ради пользы дела пойти на временный компромисс. Они даже предлагали взять затем на себя его грех и нести за него епитимью, то есть наказание, которое будет назначено духовником.
"Я не хочу быть христианином только по имени, но творить дела язычества", - отвечал князь. И боярин Феодор поддержал его. Они были зверски убиты.
Интересно, что в этот же день, 3 октября, почитается память и внука черниговского князя Михаила - Олега Романовича, князя Брянского. Как сообщают "Жития", "он вполне подражал своему деду в благочестии и, познав суетность земного счастия, предоставил княжество брату, а сам решился служить Богу в иноческом чине - соорудил Петропавловскую обитель в Брянске и скончался строгим подвижником с именем инока Василия".
А на следующий день, 4 октября, церковь поминает еще одного русского святого, житие которого тоже заставляет задуматься о разнообразии духовного подвижничества. Это знаменитый Димитрий Ростовский, благодаря которому, между прочим, это разнообразие становится очевидным. Знаменит он в первую очередь своим грандиозным трудом, который и сегодня имеет широкого читателя. Это Жития святых, или Четьи-Минеи. В 1684 году киево-печерский архимандрит Варлаам Ясинский поручил ему собрать, исправить и издать жития всех святых. Для этого пришлось переработать множество источников - восточных и западных, произвести обширные исследования, совершить настоящий научный и литературный подвиг. А он еще был потом и выдающимся епископом, проповедником.