Главная Культура 00:07 29 Июля 2022 10439
Большой театр строит планы

Несмотря на все трудности времени, новогоднему «Щелкунчику» – быть

Сергей Бирюков
Балет «Мастер и Маргарита» - один из самых ярких итогов сезона в Большом. К сожалению, примы Ольги Смирновой (в центре) в нем больше не увидеть. Фото Дамира Юсупова, Большой театр

В Большом театре с опозданием месяца на три против обычного объявили планы на следующий, 247-й сезон. Притом позволили себе помечтать и о последующих годах, вплоть до заветного 250-летнего юбилея. Конечно, делая это куда осторожнее, чем прежде, когда не было в нашей жизни ни пандемий, ни спецопераций. И то сказать — спасибо, что вообще не слит еще ГАБТ, допустим, с Мариинкой. А ведь были недавно и такие намеки... Но, похоже, один из главных символов России, как и она сама, не собирается коллапсировать так стремительно, как пророчил кое-кто еще пять месяцев назад.

Для меня символами заканчивающегося 246-го сезона стали два спектакля. Балет «Мастер и Маргарита», совершивший невозможное — успешный (несмотря на все претензии к подробностям танцевального воплощения) перевод великого и, как до сих пор считают многие, непереводимого на иные художественные языки романа на язык хореографии. И опера «Лоэнгрин», силами международной команды исполнителей под водительством американского дирижера Эвана Роджистера вернувшая на сцену Большого такого трудного для нее композитора, как Вагнер. Обе постановки получили мощные удары под дых: в марте уехала из страны главная Маргарита — Ольга Смирнова. А все, что думает о (не)возможности своей дальнейшей работы в теперешней России Эван Роджистер, я слышал своими ушами, когда на спектакле 28 февраля он перед финальным третьим действием повернулся к публике и обратился к ней не на языке музыки, а на обычном английском...

«Лоэнгрин» в исполнении зарубежных солистов. В новом сезоне его уже будут петь наши исполнители

И тем не менее жизнь даже столь тяжело раненных постановок продолжится. Как пообещал на состоявшейся в эти июльские дни встрече с журналистами генеральный директор ГАБТа Владимир Урин, для «Лоэнгрина» созрел отечественный каст, спектакль пойдет уже в первой половине наступающего сезона. Во второй возобновятся и показы не менее интернациональной по первоначальному исполнительскому составу «Саломеи» Рихарда Штрауса. Вернется на сцену даже балет «Нуреев», от греха снятый дирекцией с афиши весной (когда пошли, как говорили в советское время, «письма трудящихся»).

Но, конечно, лицо сезона — это новые работы. Тут, похоже, руководство коллектива решило не рисковать, сделав ставку на проверенную классику. На Новой сцене это «Демон» Рубинштейна — правда, в постановке совсем еще непривычного у нас (и, на мой взгляд, очень самобытного в своем демонстративном минимализме) молодого рижского режиссера Владислава Наставшева. Там же поставят «Франческу да Римини» в честь 150-летия ее автора Рахманинова (для полного метража вечера дополнив эту партитуру «Флорентийской трагедией» Цемлинского). На Исторической сцене появится «Трубадур» Верди (и как это Большой умудрялся обходиться без одного из главных блокбастеров мировой оперы?!). И на Камерной (которая, похоже, все-таки отъедет временно во Дворец на Яузе, т.к.на ее привычном месте на Никольской улице начинается долгожданная реконструкция) — «Аскольдова могила» Верстовского. Та самая, которую в XIX веке любили разыгрывать в четыре руки во всех сколько-нибудь интеллигентных домах, включая семью Володи Ульянова (будущего Ленина), а потом легкомысленно отправили на самые пыльные архивные полки. И напрасно — содержание архисвоевременное: Киевская Русь, борьба славянского и варяжского влияния, бравый гудошник Торопка, поющий арию «Близко города Славянска»...

В балете, рассказал его худрук Махар Вазиев, ожидается столь же выверенная «Шопениана» Михаила Фокина в возобновлении петербуржцев Натальи Большакова и Вадима Гуляева, «Пахита» Петипа в версии Юрия Бурлаки — ну и, чтоб не совсем уж ходить по академической струнке, «Пиковая дама» Юрия Посохова на музыку отчасти Чайковского, а отчасти современного петербургского композитора Юрия Красавина.

Конечно, всех собравшихся интересовало, долго ли будет главный музыкальный театр страны обходиться без музыкального руководителя: напомню — Туган Сохиев покинул этот пост тоже в марте. «У нас серьезный корпус штатных дирижеров — ответил Урин. — Это Павел Клиничев, Антон Гришанин, Алексей Богорад. Мы уже договорились о создании новых спектаклей и прокате имеющихся с Артемом Абашевым, Станиславом Кочановским, Константином Чудовским, Дмитрием Матвиенко. Рады, что в этом ряду и получивший первую премию на недавнем конкурсе имени Рахманинова Филипп Селиванов. А для участия в концертах (у театра большая программа вечеров, связанных опять же со 150-летием Рахманинова — «Труд») позвали Дмитрия Лисса из Екатеринбурга. Будем с ними советоваться по поводу дальнейшего хода событий — и уж потом начнем не торопясь думать, кто может возглавить музыкальную часть Большого театра».

Вот такая «неторопливая» демократия в бывших императорских стенах. Впрочем, одно ее следствие точно надо приветствовать: воспитанники Молодежной оперной программы Большого, прежде почему-то не жалуемые Туганом Таймуразовичем и сразу просвистывавшие мимо сцены ГАБТа на ведущие западные площадки, теперь получат доступ к главным партиям в родных стенах.

Да и театр в целом, оставшись без зарубежных гастролей, проявит (не хочется произносить обидное слово «вынужденно») больше патриотизма, чем обычно, отправив свои спектакли в Якутск, Челябинск, Калининград...

Ну а что с теми работами, которые все-таки оказались нокаутированы санкционным 2022-м? Например, с оперой «Хованщина», постановщиками которой значились Туган Сохиев и британский режиссер Саймон Макберни, или балетом Алексея Ратманского «Искусство фуги». Начав ответ издалека («один наш коллега сейчас добирался из Лондона до Москвы 20 часов»), Урин пояснил, что нынешнее состояние логистики препятствует скорейшей отдаче этих долгов (если б только оно! — «Труд»). «Но я рад, что большинство наших коллег понимают ситуацию и ведут переговоры о переносах сроков реализации своих проектов на 2024-й, 2025-й, 2026-й годы».

Цифра 2026 прозвучала из уст гендиректора неспроста: в этот год Большой театр отметит свое 250-летие. Конечно, говорить о конкретных репертуарных намерениях так задолго трудно, но будут, пообещал Владимир Георгиевич, и конференции, и выставки, и выпуск трехтомной энциклопедии «Большой театр». И даже, возможно, показ одной очень серьезной оперы и одного очень серьезного балета на одной очень серьезной московской площади. Впрочем, для того понадобятся очень серьезные согласования, так что тут гендиректор предпочел не углубляться в подробности.

Ну и о вечном: под занавес встречи представительница Кореи задала самый, наверное, сакраментальный вопрос, который во все времена приходится слышать руководству Большого театра: будет ли новогодний «Щелкунчик». «Будет!» ответил дружно хохотнувшему залу Урин. И вправду — есть, есть абсолютные ценности.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9365
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7062
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?