Со вчерашнего дня российские милиционеры выходят на работу обновленными. 28 июля вступил в силу приказ главы МВД Рашида Нургалиева, призвавшего своих подчиненных быть добрыми и учтивыми с любыми задержанными, начиная от обычных граждан и заканчивая убийцами. Как стражи порядка исполняют приказ своего министра, выяснял "Труд".
Как уже сообщал "Труд" 20 июля 2009 года, МВД издало приказ №248, подробно объясняющий милиционерам, как они должны обращаться с задержанными гражданами. Все эти правила с 1991 года уже прописаны в Федеральном законе "О милиции", но МВД все же решило напомнить своим сотрудникам о милицейском этикете отдельным распоряжением. Необходимость появления этого документа была связана с многочисленными жалобами граждан на грубость и произвол со стороны милиционеров. Отныне стражи порядка должны вежливо и тактично обращаться как с обычными гражданами, так и с матерыми преступниками. Например, допрашивать людей теперь можно только в специальной комнате, а не в пресловутом "обезьяннике". Если окажется, что человека задержали по ошибке, руководство должно принести ему официальные извинения. По просьбе задержанного милиционеры должны позвонить его родственникам и адвокату. Если в отделение привезли подростка, стражи порядка не должны сажать его в одну камеру с уголовниками, а обязаны срочно вызвать родителей и опекунов. Отвечая на телефонные звонки и вопросы граждан, дежурные должны в вежливой форме сообщать людям интересующую их информацию.
Приказ вступил в законную силу 28 июля, и, как выяснил "Труд", большинство милиционеров в этот день вышли на службу уже обновленные.
- Утром руководители дежурных частей пообщались с личным составом и довели до них суть нового распоряжения, - рассказал "Труду" официальный представитель ГУВД Москвы Геннадий Богачев.
Корреспондент "Труда" решила лично убедиться в том, что милиционеры стали добрее и учтивее, и отправилась в столичное ОВД "Красносельское", обслуживающее площадь трех вокзалов. Для чистоты эксперимента я придумала версию о том, что ночью мне позвонил пьяный муж и заявил, что домой не придет, так как его забрали с площади трех вокзалов в отделение.
Утром в "Красносельском" кипела обычная жизнь. По коридорам сновали милиционеры, дежурный общался с патрульными по рации, в небольшом зале сержант опрашивал двух гастарбайтеров, а трое сидевших в "обезьяннике" мужчин обсуждали последние новости Казанского вокзала.
- Ирка, тварь такая, подняла цену на стакан до 20 рублей, - возмущался один из них, видимо, имея в виду коварство вокзальных бутлегеров.
Передо мной к дежурному подходит женщина с вопросом, когда будет работать Черкизовский рынок, но "обновленный" милиционер спокойно и терпеливо объясняет ей, что таких данных у него нет. Наступает моя очередь.
- Отдайте мне моего мужа Кириллова Сергея, которого вы забрали вчера, - пытаюсь я вывести из себя милиционера.
- К нам он не поступал, а все, кто есть, сидят здесь, - спокойно отвечает дежурный, указывая рукой на мужчин в "обезьяннике".
- Да вы его, наверное, от меня прячете! - предпринимаю я новую попытку.
- Ну конечно, только этим здесь мы и занимаемся, что прячем людей, - теряет самообладание дежурный, но потом вдруг берет себя в руки и терпеливо объясняет мне, что моего мужа могли забрать в одно из соседних отделений.
Так и не встретив в "Красносельском" грубость, звоню с той же легендой в другие отделения милиции.
- Не было его здесь, не было! Вы что, не понимаете русский язык? Моя смена только началась. Вы где были до девяти часов утра? Я вот был дома. Ищите его сами! - кричит на меня оперативный дежурный ОВД по району Арбат Андрей Волков.
Судя по всему, сотрудники ОВД по району Арбат еще находятся в процессе обновления.
Впрочем, во всех других столичных отделениях милиции, где я искала своего мифического мужа, дежурные были действительно добрые и отзывчивые.
- Если милиционеру не хватает внутренней культуры, никаким приказом ее не привьешь. Я вот всегда стараюсь быть вежливым, и не нужно мне на это никаких особых распоряжений, - объяснил "Труду" оперативный дежурный ОВД "Китай-город" Алексей Иванов.
Кому жаловаться на грубость
Пожаловаться на грубость милиционеров можно в службу "02", а также в инспекцию по личному составу (в Москве они созданы при каждом окружном УВД) и в подразделения собственной безопасности. Жаловаться в прокуратуру на милицейскую грубость бесполезно: прокуроры обязаны реагировать только на действия сотрудников милиции, содержащие признаки преступления, а грубость под понятие "преступление" не подпадает.
Кодекс настоящих милиционеров
Это уже не первая попытка заставить милиционеров быть вежливыми. В феврале 2009 года МВД РФ издало Кодекс профессиональной этики сотрудника милиции.
Кодекс рекомендует сотрудникам при общении с гражданами проявлять терпение, чуткость и сочувствие, а по окончании всякого разговора благодарить за сотрудничество. Например, милиционер должен "одинаково корректно обращаться с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом". При этом необходимо воздерживаться от употребления неуместных слов и речевых оборотов, совсем исключается использование сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям. Квинтэссенцией кодекса является совет, явно почерпнутый из Библии: "Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам".