В Казани финишировал 10-й Международный фестиваль «Белая сирень». Финальный концерт завершил 55-ый концертный сезон Госоркестра Татарстана, а заодно и дал старт двухнедельной сессии записи произведений Стравинского и Бетховена на лейбле Sony classical.
Редкий оркестр «пишет» столько, сколько ГСО Республики Татарстан в эпоху Александра Сладковского: только в последние годы это – все симфонии и концерты Шостаковича, три симфонии Малера, собрания симфонического творчества Чайковского, Рахманинова. И теперь на очереди – девять симфоний Бетховена и три ранних балета Стравинского.
Зачем? Ведь, казалось бы, индустрия звукозаписи в глубочайшем кризисе: производство CD упало в десятки раз, в России – тем более, мы тут и раньше не были «впереди планеты всей». Правда, растет потоковое вещание в интернете – на таких платформах, как Spotify или, к примеру, Яндекс.Музыка, – и главный оркестр Татарстана активно в это «играет», делая параллельно электронную версию бокс-сетов.
Грядущие альбомы – это, несомненно, дань юбилеям: так толком и не отмеченному из-за пандемии 250-летию Бетховена и предстоящему в следующем году 140-летию Стравинского. Но сверхзадача у них все-таки другая. Как считает Александр Сладковский, «главное – показать оркестр во всем блеске. Сейчас он в великолепной форме, и надо это зафиксировать, оставить для истории на все времена. Чтобы можно было послушать и вспомнить, как это было». Кроме того, по мнению худрука, важен и сам процесс записи, который «технологически двигает оркестр, как ракетное топливо: он преображается от репетиции к репетиции. Для ребят это невероятный драйв».
На днях в своей программе Иван Ургант предложил Валерию Гергиеву составить «футбольную сборную» из композиторов. Так вот, Стравинского маэстро сделал «нападающим» – Валерий Абисалович сказал это хоть и с юмором, но в то же время, как мне кажется, с глубоким смыслом. Для Александра Сладковского этот композитор тоже имеет принципиальное значение, он считает «царя Игоря» «мерилом дирижерского искусства и оркестрового исполнительства, открывшим такие врата, такой космос, что с ним мало кто может сравниться».
И вот парадокс: Стравинский более всего интересен театральной музыкой – балетами, операми и произведениями в «непонятном» жанре – с чтецами и музыкой, как, например, «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая». Однако гораздо чаще мы слышим ее не в театре, а на концертах и в звукозаписи. Вот и Александр Сладковский выбрал для новой студийной работы три балета – «Петрушку», «Весну священную» и «Жар-птицу» (сюиту 1919 года). «Музыка в них настолько визуализирована, наполнена символами и смыслами, что они и без театральной версии звучат как отдельные и очень успешные произведения», – поясняет дирижер.
И Стравинского, и Бетховена Госоркестр Татарстана много играл в последних сезонах, так что этот материал – в душах, головах и пальцах музыкантов. Юбилею Бетховена Александр Сладковский посвятил фестиваль «Рахлинские сезоны-2021», в афише которого было исполнено восемь его симфоний (Девятую худрук приберег для завершения «Белой сирени»). Теперь предстоит взять новый вес: все симфонии Бетховена записать. И тут за плечами Сладковского возникает целая плеяда великих предшественников и современников, кто это сделал: Караян, Фуртвенглер, Янсонс, Шайи, Аббадо, Мути, Норрингтон, Тилеманн… В нашем отечестве решались немногие: Владимир Федосеев, Михаил Плетнев. Теперь к этим именам уже точно добавится имя Александра Сладковского, хотя поначалу судьба проекта для Госоркестра Татарстана выглядела туманно.
Как рассказал мне Александр, предложение записать бетховенский цикл у Sony Classical энтузиазма не вызвало: «Нет, ребята, нам это неинтересно, у нас и так все это есть». Но стоило оркестру записать на том же лейбле «Симфоническую коллекцию» Рахманинова, как мнение резко поменялось: фирма захотела, чтобы «татары записали Бетховена».
Разумеется, Александр Сладковский переслушал все перечисленные записи «кумиров и учителей» и приобретенный слуховой опыт сейчас намерен реализовать. Но, как всегда, у стратега Сладковского есть и более дальние цели: «Конечно, мне сейчас немного боязно, честно скажу. Но с другой стороны, мы эту музыку играем уже пять-шесть сезонов. И мне важно, чтобы оркестр владел разными стилями. Я начал с татарской музыки, потом мы записали Малера, затем всего Шостаковича, Чайковского, Рахманинова. И вот теперь хочу совершить прыжок в стратосферу!»
Остается пожелать высокого полета и громкого успеха!