Рособрнадзор объявил итоги национального исследования качества образования в начальной школе. К всеобщему удовольствию выяснилось, что ученики хорошо подготовлены по таким предметам, как русский язык, математика и окружающий мир. Не осталось сомнений, что первоклашки умны и талантливы. Но куда это девается к выпускному балу?
Малыши умеют грамотно писать, читать, а также считать, ориентироваться в природе и обществе, работать с информацией, логически рассуждать. По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, от 70 до 90% ребят выполнили все задания, «около половины смогли посчитать время начала четвертого урока, если известны длительность уроков, перемен и время окончания уроков, около двух третей смогли расселить животных по материкам». В общем, дети и учителя на высоте. Это подтверждает и международное исследование PIRLS, в котором анализируется состояние начальной школы в мире. Тут Россия в числе лидеров — наряду, например, с Финляндией.
В средней школе другая картина. Исследование Рособрнадзором качества математического образования в 5-7-м классах в 70 регионах показало удручающие результаты. По мнению экспертов, именно в этот промежуток большинство учеников упускают математику, пробелы в знаниях становятся критическими. От 20 до 50% семиклассников (в зависимости от региона) имеют уровень подготовки, который «недостаточен для успешного продолжения образования по математике и естественнонаучным предметам». Здесь одна из главных причин позорно низких баллов выпускников (до 80%) на едином госэкзамене по математике. В прошлом году пришлось понизить планку минимального балла ЕГЭ по математике с 24 до 20 баллов. А что это такое при 100-балльной системе оценки? Чистая двойка.
В этом году придумали еще уступку для двоечников. ЕГЭ по математике разделили на два уровня: базовый и профильный. Первый, попроще, — для тех, кто не собирается поступать в вузы, где нужны знания по математике. Что даст нововведение, мы узнаем в июне, когда выпускники начнут сдавать ЕГЭ. Но проведенная осенью апробация госэкзамена базового уровня не порадовала: больше 10% участников получили двойки. Как сообщил директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко, «примерно у 20% выпускников школ математические познания на уровне 6-8-го класса, до 40% — не выше 9-го класса». А вот мнение экс министра образования Андрея Фурсенко: «Общая проблема состоит в провале, который появляется, когда ребята переходят из начальной школы в основную».
По другим предметам выпускники тоже сдают позиции. Достаточно сравнить ЕГЭ за два последних года. Вот русский язык: в 2014 году — 62,5 балла против 63,9 в 2013-м, математика — 39,6 против 49, физика — 45,7 против 54,6, английский язык — 61,2 против 73, химия — 55,6 против 68,6, биология — 54,3 против 59, история — 45,7 против 55,9, информатика — 57,2 против 63,5... В прошлом году 5 тысяч выпускников не сдали оба обязательных предмета. А без снижения порога по математике 30 тысяч выпускников остались бы без школьных аттестатов.
Так почему первоклашки умны и талантливы, а к 10-11-му классам становятся скучными посредственностями? Вот что думает по этому поводу Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор авторской школы № 686, известной в Москве как «Класс-центр»: «Первоклашки хотят учиться и готовы к тому, чтобы их учили. Проблемы начинаются потом. Школьное образование не учитывает, как мыслит современный ребенок. А еще из образования выхолащивается то, что связано с психоэмоциональным развитием. Раньше это восполнялось занятиями в детском саду, кружками в домах пионеров. Рисунок, танцы, музыка — вообще занятия искусством не только формируют опыт эмоциональных переживаний, но и развивают абстрактное мышление, логику. Отчего сейчас провалы в изучении, например, физики? В 7-м классе, когда начинают изучать предмет, дети не могут на уровне абстракции понять, что такое материальная точка. Надо менять преподавание в школе. Сегодня ребенок живет в другом мире, а содержание образования, методики остались старыми, еще с советских времен. Перемены в образовании никак не учитывают изменений в психофизическом развитии. А многие современные приспособления, которые называют новыми технологиями, — это просто инструмент. Предлагаются бесконечные предметные концепции — вроде концепции математического (исторического, литературного) образования, но это не решает проблемы. Что-то не так с образовательной стратегией».
ЕГЭ? Это лишь инструмент, с помощью которого можно измерить если не знания, то по крайней мере способность усваивать шаблон. Но при этом ЕГЭ серьезно изменил содержание уроков, он требует натаскивания. Тиражируются какие-то нелепые пособия. Подготовка к ЕГЭ начинается чуть ли не с 5-го класса. Но что делать, если образование стало услугой, а родители и их чада заказывают тесты ЕГЭ, хотим мы или нет. Им важно, чтобы ребенок поступил в вуз.
Вообще-то задача школы — дать знания, развить навыки и таланты, предоставить возможность для осознанного выбора профессии. Как это сделать? Рецепт давно известен. Вот вам интересный документ под названием «Инструкция по образованию и воспитанию». Датирован 1784 годом и подписан Екатериной II. Там есть замечательные слова: «К учению не принуждать, за отличия хвалить. Искусство учителей будет состоять в том, чтобы, насколько возможно, облегчить детям учение». Или вот: «Детям трудно иметь прилежание, страхом научить нельзя. Когда учиться будут непринужденно и добровольно, тогда заниматься будут охотно, так же, как и играть».