Когда сверстники в столице еще мирно спали, продвинутая выпускница владивостокской школы № 7 вышла в интернет и, обойдя имеющуюся в здании примитивную глушилку, выложила на всеобщее обозрение в Сети экзаменационные задания — как известно, единые для всей страны. После чего школьники остальных регионов — от Сибири до западных границ — получили шанс оперативно подготовиться к ответам на реальные вопросы предстоящего экзамена.
Изобретательную девушку уже вычислили, допросили, итоги ее персонального экзамена аннулировали, хотя она-то как раз отвечала честно. Теперь проказница покинет школу без аттестата, получив лишь справку о прослушанном курсе обучения. И никто не узнает, сколько благодарных ребят «поставят свечку» за ее бескорыстную помощь. Зато нынешний ЕГЭ, как и аналогичные экзамены прошлых лет, сразу после начала получил квалифицирующую приставку «липовый» — верить ему нельзя.
Не успел стихнуть этот скандал, как выяснилось, что итоги ЕГЭ-2013 были предрешены. На других, уже платных интернет-сайтах вопросы и даже ответы нынешнего экзамена появились даже раньше, чем выпускники школ Владивостока сели за парты. Официально властями было зафиксировано около 30 случаев размещения экзаменационных материалов в Сети. Но не исключено, что часть подсказок были липовыми. Рособрнадзор утверждает, что аудитория создаваемых для списывания закрытых групп социальной сети «ВКонтакте» на момент экзамена составляла около 1,5 млн подписчиков (хотя ЕГЭ по русскому языку нынче сдавали лишь 860 тысяч школьников). По просьбе Рособрнадзора сеть «ВКонтакте» во время экзамена блокировала не один десяток различных сообществ, выкладывавших материалы ЕГЭ, но весь интернет не закроешь.
На факты жульничества отреагировал премьер Дмитрий Медведев: «В общем, это достаточные основания для того, чтобы комиссия принимала решение об аннулировании результатов ЕГЭ для лиц, которые соответствующей работой занимаются, потому что это не помощь, а вред. Об этом нужно всем помнить, в том числе тем, кто организует проведение ЕГЭ на местах».
Но разве кто-нибудь ожидал иного отношения к этому всероссийскому экзаменационному роботу и иного результата?
А ведь экзамен только начинается: до 19 июня школьникам предстоят испытания еще по математике (3 июня), физике (6 июня), обществознанию (10 июня), биологии (30 мая) и другим предметам, от результатов которых зависит поступление в вузы.
Причем, как говорит опыт прошлых лет, лучшие результаты приемным комиссиям далеко не во всех случаях предъявят наиболее достойные абитуриенты. Почему?
Вспомним, что мелкое и крупное жульничество на выпускных экзаменах в наших школах было всегда: где-то больше, где-то меньше. Но лишь с введением ЕГЭ оно стало тоже единым и в полном смысле слова массовым, превратилось в ожесточенное противостояние образовательного начальства и вступающих в самостоятельную жизнь детей. Начальство грозит санкциями, отбирает электронные гаджеты, ставит в школах глушилки и развешивает видеоглазки — дети умудряются обходить все рогатки, проявляя чудеса изобретательности. В нынешнем году Минобрнауки объявило тендер на создание системы выявления незаконно размещенных в интернете экзаменационных материалов ЕГЭ, выделив на эти цели 5 млн рублей. Школьники создают свои методы списывания бесплатно и побеждают.
Но заметьте: те и другие сражаются не за знания, а лишь за баллы, которые нередко оказываются липовыми. Однако истину не скроешь: после того как обладатели наивысших ЕГЭ-баллов попадают в вузы, выясняется действительная цена их знаний — в иных университетах и академиях говорят о четверти и даже трети подложных или купленых школьных сертификатов. «Когда я потом читаю служебные или объяснительные записки студентов, я понимаю, что они не знают русского языка даже на четверку», — говорит ректор знаменитого московского вуза.
Однако нигде — ни в столице, ни на периферии — еще не случалось массовых отчислений после первого же семестра, что обязательно должно было произойти с неучами. Бывают лишь разовые исключения, которые горячо обсуждаются на интернет-сайтах и часто заканчиваются сообщениями о восстановлении по договоренности. Может быть, в этом и состоит главный секрет ЕГЭ по-российски?
А ведь задумывался он с благой целью повышения доступности высшего образования, особенно для периферийной молодежи, стремящейся попасть в наиболее престижные вузы. Но быстро превратился в некий фетиш, а потом и отмычку, с помощью которой немало юных ловкачей (или детей ловкачей) смогли переступить пороги государственных университетов и академий, не имея требуемых знаний.
В принципе, большой беды в этом не было — за исключением того, что на их месте должны были учиться более достойные юноши и девушки. К тому же такова судьба всех внедряемых новшеств — на первых порах без огрехов не обойдешься. И если бы проверка знаний учащейся молодежи продолжилась и после зачисления в студенты, с безжалостным отчислением «незнаек», через пару-тройку лет ЕГЭ занял бы свое нормальное место в образовательной системе страны как простой и удобный способ независимой оценки знаний вчерашнего школяра и завтрашнего студента. А поскольку он превращен лишь в одноразовый, но довольно высокий порог, неудивительно, что многие пытаются приставить к нему свою скамеечку.