
Помните, года четыре назад народ активно поддержал петицию с требованием убрать Пугачеву и ее окружение из «Огоньков»? Достали за тридцать-то лет! И вот чаяния подписантов сбываются. Ни Аллу Борисовну, ни многих выпестованных ею звезд попсы в следующую новогоднюю ночь мы не увидим. Хотя сегодня невозможно даже представить всю эту сверкающую драгоценностями, нарядами и бенгальскими огнями публику, с ликованием желающую россиянам «нового счастья»...
На федеральном ТВ грядут серьезные перемены. Некоторые из них уже видны зрителю невооруженным глазом. Исчезли развлекательные шоу, «прачечные» с полосканием чужого белья, юмористические передачи. Но все это ерунда. Да, есть безвозвратные потери. Так, можно навсегда распрощаться с «Орлом и Решкой», шедшими на «Пятнице». Еще бы! Половине ведущих украинского проекта на полвека запрещен въезд на территорию РФ. Большая же часть «развлекаловки» вернется в эфир. Малышева, Гузеева и другие корифеи настроены по-боевому. А как иначе? ВСО либо закончится, либо окончательно перестанет вызывать интерес. При плохом стечении обстоятельств начальство может решить ограничить информационный поток в пользу всяких там «Модных приговоров». Чтобы не расстраивать граждан.
Но впереди в условном «Останкино» гораздо более серьезные метаморфозы. Современное российское ТВ институционально сложилось в конце 90-х и за прошедшее время превратилось в гигантскую корпорацию, столь же закрытую для посторонних, что твоя ФСБ. Там все структурировано и поделено между кланами. В дирекциях политических, музыкальных и прочих программ действуют незыблемые модели отношений. Там есть диктаторы, серые кардиналы, опричники, всякого рода лобби, в том числе (да-да!) и голубое.
Пробиться в «ящик» постороннему, будь он трижды гением, невозможно. Анекдот в тему. Умер телевизионный босс. Стоит перед воротами рая: «Войти можно?» — «Нет. Вы неформат». Их любимый приговор. Когда вышел первый «Голос», «Труд» назвал его «проверкой на вшивость» для нашей попсы: побоится талантливых конкурентов или потеснится? Результат известен.
Так вот, Пугачева и ее клан в «конторе» — одни из самых влиятельных. Ведущие каналы бились за их расположение, зная, что вместе с ним они заполучат не только элиту шоу-бизнеса, но и сопутствующий им хайп, а значит, рейтинги и деньги. Случившийся исход семьи изменит развлекательную составляющую эфира до неузнаваемости.
Конечно, в последнем тезисе легко усомниться. Еще в СССР шутили, мол, когда-нибудь в энциклопедии, в статье «Брежнев» будет написано «мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой». Что уж говорить о значимости для истории нынешних депутатов и прочих блюстителей патриотических чувств, растявкавшихся после отъезда любимицы нескольких поколений в Израиль?! Захочет вернуться — все простят...
Нет, не тот случай. Ахиллесова пята Примадонны — Галкин. И дело не только в его критике спецоперации. За нее можно просто вволю поглумиться над Максимом, как это сделала Симоньян в «Вечере» Соловьева. «Я не знаю, можно ли говорить об этом в эфире или нет, но я скажу, потому что человек такие вещи позволяет, что и я позволю себе сказать то, что думала о нем всегда...» А дальше выдала по полной программе. Впрочем, у Маргариты Симоновны давний зуб на юмориста, за то что супруг «пожилой женщины» не раз прохаживался по авторской программе ее относительно молодого супруга.
Но Галкина заподозрили в куда как более серьезных вещах. Похоже, он пошел по неверному пути Ходорковского. Тому в свое время сказали: не лезь в политику, а он не послушался и поплатился. Вот и Максима начали обвинять в том, что он, мягко говоря, заигрался в игры взрослых — не чета ему — людей.
А ведь мудрейший Владимир Рудольфович еще в доковидном 2019-м, как раз после нелестного отзыва Галкина о Тигране Кеосаяне за выпуск «Пилорамы», посвященный Навальному, предупреждал: «И когда вы вдруг решили, что теперь можете поиграть в политику и выступить на стороне человека, который нас с вами, Максим (ведь вы еврей, как и я), вежливо называет жидами? Если вы не знаете, это Навальный. И он также очень не любит гомосексуалистов. Он кому-то пишет: «Так вы же, оказывается, ***** и жид, мы здесь таких вообще не слушаем».
Чуть позже еще один «любимец» наших пропагандистов, писатель-либерал Быков подлил масла в огонь, заявив, что в будущем российскую властную тройку хотел бы видеть в следующем составе: Дудь — президент, Галкин — премьер, Навальный — министр внутренних дел. Наверное, пошутил. Но юмор не оценили.
Впрочем, не будем описывать все этапы большого пути Максима к очередной красной линии. Факт тот, что Галкина все чаще сравнивают с... Зеленским. Оба молоды, энергичны, оба — популярные комические артисты. Следовательно?.. Известный политолог Александр Жилин высказался на этот счет примерно так. Есть еще четыре года для того, чтобы наш шоумен успел создать себе соответствующий имидж. И «если найдется на Галкина свой Коломойский — потому что именно он разыграл с Зеленским все как по нотам, Коломойский — гений, «злой гений», порода «Березовских», — то и Галкин в президенты пойдет».
Такие вещи клану не простят. А ведь, повторим, телевидение — как вертикаль власти. Его составляющие плотно подогнаны друг к другу. Вынь одно — другие посыплются.