Главная Культура 17:59 29 Апреля 2018 5149
«Мумий Тролль» под шелест старинного магнитофона

Команда открыла серию камерных концертов «для самых внимательных слушателей»

Сергей Бирюков
Среди новых единомышленников Ильи Лагутенко – латышский пианист Янис Шипкевич. Фото автора

Серию крайне редких для себя «камерных», то есть акустических концертов начала группа «Мумий Тролль». Первый состоялся в московском Крокус Сити Холле 26 апреля, следующий – днем позже в Большом концертном зале Петербурга, третьего ждать еще три с лишним месяца, и пройдет он в латвийском городе Юрмале. Специалисты утверждают: в прошлый раз подобный эксперимент с тихим звуком одна из самых громких во всех смыслах команд России предпринимала ни много ни мало – 18 лет назад. Как видим, идеи копились долго. Корреспонденту «Труда» повезло попасть на первое из нынешней серии выступлений, получивших название «Вечерний чай» – по одной из классических песен группы.

Согласитесь, приятно получать приглашение от команды со словами «самому внимательному слушателю». Тем более если в музыкальном мире твое скромное имя принято связывать (теми, кто его знает) с совсем другой музыкой – оперной, симфонической, камерной (действительно камерной, без кавычек). Впрочем, интересно все, что талантливо. И когда, например, тот же Илья Лагутенко собирает на своем владивостокском фестивале психоделических рокеров из Южной Кореи, совершенно чумовых хип-хоперов из японской столицы и даже подобие балканского рока с острова Окинава – мне кажется, душа самого закоренелого оперомана должна откликнуться на эту пеструю, безумно увлекательную и очень живую музыкальную панораму.

Ну а на таком концерте, где не только децибелы, но и проработка партитуры вполне сопоставимы с тонкостью подачи самых серьезных академических программ, автору этих строк быть просто необходимо.

Правда, одним из самых уважаемых наших рок-журналистов высказано мнение, будто к акустическим концертам команды прибегают в основном тогда, когда отсутствует новый материал и остается переаранжировать старый. Однако у «Мумий Тролля» явно не та ситуация – только что вышел студийный альбом «Восток Х СевероЗапад», уже несколько песен оттуда стали хитами, а какой-нибудь «Отв.за романтику» способен заставить скакать и визжать юную аудиторию любой численности вплоть до стадиона.

И все же… Аудитория юна, а самим «троллям» около полтинника. Хочется не только скакать, но и осмыслить передуманное, перечувствованное в тишине.

Музыканты вышли на сцену под большой зеркальный экран – единственный, если не считать громоздкого катушечного магнитофона (вздох по аналоговому, нецифровому звуку?), элемент декораций. Начали, естественно, с того, чем живут сегодня – Илья Лагутенко спел «Не помню зачем» из свежего альбома. Прошу простить отсутствие в названии грамматически нужной запятой – так в оригинале, где весь текст дан без знаков препинания. Но это и очень в духе Лагутенко, чьи тексты, как это принято в современном стихосложении, больше похожи на эмоционально окрашенный поток сознания, чем на хрестоматийный зарифмованный нарратив. А медитативности в этом подернутом туманом воспоминании о бурной молодости от нового звучания только прибавилось.

Встык – одна из первых песен «Мумий Тролля», корнями еще из 1980-х – «Инопланетный гость». Все попроще – текст, мелодия, – но это тот же «Мумий Тролль» с его кальянной сладостью интонаций и космическими залетами воображения. Снова прыжок практически в наши дни – «С чистого листа» («Пиратские копии», 2015). Некоторое время назад я спросил Илью, в каком душевном состоянии пишутся строки «Ржавые струны, ломкий янтарь./ Ты думал гореть, а тут надо нырять./ Мохнатым туманом завязали глаза./ Костры отменяются, сейчас будет гроза». Илья ответил, что даже самому себе не может объяснить, как пишутся песни, хотя понимает, что это, видимо, отклик «на какие-то мечты или реалии». Думаю, акустическое звучание этой вещи чуть больше объяснило, каков он, «мохнатый туман», в котором гаснут костры и ржавеют струны.

Разумеется, не могло не случиться экскурса в главный альбом команды «Морская», 20-летию которого она посвятила весь прошлый год. «Девочка» в новой аранжировке ничуть не утеряла, а наверное и прибавила в своей ироничной меланхолии. «Утекай» доказала, что источник драйва – не в громкости звучания, а во внутренней энергии музыкальной интонации, заводящей зал ничуть не слабее грохота барабанов.

Прыжки во времени продолжились: нервные «Плюс 28» («Меамуры», 2002), архетипическая магия ночного города в «Вечере» («Точно ртуть алоэ», 2002), тихий надлом «Непокоя» («Слияния и поглощения», 2005) с его глухим стуком «сердечного» ритма. Ожидаемая «таривердиевщина» – как же могло в такой программе обойтись без лагутенковского продолжения романсовых опытов Микаэла Леоновича – «С любимыми не расставайтесь» из фильма «Елки-5»! Конечно, до самого Таривердиева Илье Игоревичу вряд ли дотянуться, да он и не пытался, как не пытался автор культовых киноромансов дотянуться до Баха и Шопена, хотя интонационно давал ясно понять, кто его кумиры. Зато какой контраст со следующей вещью – «Моя певица» (одноименный сингл 2000 года), отчаянный посыл которой и в скромных акустических одеждах дошел до публики, разогрев зал не хуже, чем на классических стадионных радениях. А сумасшедшая фривольность «Фантастики» (альбом «8», 2008), как и приторный яд «Невесты» («Точно ртуть алоэ»), от прозрачности звучания только увеличили свою шокирующую силу.

И вот – главные кульминации программы: «Поспи, рок-н-ролл», «Владивосток 2000» – кстати, тот самый, с которого 20 лет назад начинался русский MTV (и MTV в честь юбилея передавал прямую трансляцию нынешнего концерта). Поет весь зал. А вы говорите – децибелы, электричество…

Что можно петь в таком раже? Конечно, «Владивосток 2000»

На бисы припасли три вещи, первая и третья из которых – опять-таки из нового альбома «Восток Х СевероЗапад»: саркастические «Карты» с грустно-точным наблюдением «В этом тумане надо жить не по солнцу», драйвовые «Дельфины» («Икра», 1997) и «Жимолость». На загадочных словах «Шепчет северо-запад, восток молчит» общение резко оборвалось, артисты попрощались и ушли. Избежав соблазна спеть того же «Отв.за романтику». Проигнорировав 10-минутную овацию фанатов в фирменных лагутенковских тельняшках. Явно имея в запасе сил на пяток, а то и больше хитов.

Что ж, лучше недопеть… Может быть, другим городам повезет больше, чем Москве? Например, Юрмале, куда команда доедет 16 августа. Кстати, гипотеза, откуда латышский акцент в нынешнем проекте «Мумий Тролля». Вся программа прошла в совместном музицировании традиционных лагутенковских инструменталистов, в том числе самого Ильи, бравшегося то за гитару, то за синтезатор – и пианиста латышской группы Instrumenti Яниса Шипкевича. Участие гостя объяснил сам Лагутенко: «Как повстречались на фестивале во Владивостоке, так не можем расстаться». И правда – прозрачно-звончатые джаз-роковые рояльные кружева Яниса, его рафинированный, размноженный синтезатором в хитрую полифонию бэк-вокал замечательно вписались в гитарно-барабанно-клавишную партитуру «Мумий Тролля».

Насколько понимаю, Instrumenti звучали в Крокусе и до концерта – фоном в записи, пока собиралась публика. Я еще обратил внимание на необычную для наших русских долгот и широт европейскую аристократичность вокального и инструментального ансамбля, виртуозно и без малейшего напряжения скрещивающего музейные барочные формы с интонационным миром современного арт-рок-авангарда. Как красиво, чисто, светло! Но даже искушенный, напичканный западными программами смартфон не смог подсказать мне, что это за команда. Видно, не дошла еще слава латышей до Силиконовой долины и прочих мировых диджитал-центров. А может, они к ней и не стремятся? Может быть, у них тоже ностальгия по натуральному аналоговому звуку? По простоте и тишине, как у самого Ильи Лагутенко.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7161
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?