«Мумий Тролль» под шелест старинного магнитофона

Команда открыла серию камерных концертов «для самых внимательных слушателей»

Серию крайне редких для себя «камерных», то есть акустических концертов начала группа «Мумий Тролль». Первый состоялся в московском Крокус Сити Холле 26 апреля, следующий – днем позже в Большом концертном зале Петербурга, третьего ждать еще три с лишним месяца, и пройдет он в латвийском городе Юрмале. Специалисты утверждают: в прошлый раз подобный эксперимент с тихим звуком одна из самых громких во всех смыслах команд России предпринимала ни много ни мало – 18 лет назад. Как видим, идеи копились долго. Корреспонденту «Труда» повезло попасть на первое из нынешней серии выступлений, получивших название «Вечерний чай» – по одной из классических песен группы.

Согласитесь, приятно получать приглашение от команды со словами «самому внимательному слушателю». Тем более если в музыкальном мире твое скромное имя принято связывать (теми, кто его знает) с совсем другой музыкой – оперной, симфонической, камерной (действительно камерной, без кавычек). Впрочем, интересно все, что талантливо. И когда, например, тот же Илья Лагутенко собирает на своем владивостокском фестивале психоделических рокеров из Южной Кореи, совершенно чумовых хип-хоперов из японской столицы и даже подобие балканского рока с острова Окинава – мне кажется, душа самого закоренелого оперомана должна откликнуться на эту пеструю, безумно увлекательную и очень живую музыкальную панораму.

Ну а на таком концерте, где не только децибелы, но и проработка партитуры вполне сопоставимы с тонкостью подачи самых серьезных академических программ, автору этих строк быть просто необходимо.

Правда, одним из самых уважаемых наших рок-журналистов высказано мнение, будто к акустическим концертам команды прибегают в основном тогда, когда отсутствует новый материал и остается переаранжировать старый. Однако у «Мумий Тролля» явно не та ситуация – только что вышел студийный альбом «Восток Х СевероЗапад», уже несколько песен оттуда стали хитами, а какой-нибудь «Отв.за романтику» способен заставить скакать и визжать юную аудиторию любой численности вплоть до стадиона.

И все же… Аудитория юна, а самим «троллям» около полтинника. Хочется не только скакать, но и осмыслить передуманное, перечувствованное в тишине.

Музыканты вышли на сцену под большой зеркальный экран – единственный, если не считать громоздкого катушечного магнитофона (вздох по аналоговому, нецифровому звуку?), элемент декораций. Начали, естественно, с того, чем живут сегодня – Илья Лагутенко спел «Не помню зачем» из свежего альбома. Прошу простить отсутствие в названии грамматически нужной запятой – так в оригинале, где весь текст дан без знаков препинания. Но это и очень в духе Лагутенко, чьи тексты, как это принято в современном стихосложении, больше похожи на эмоционально окрашенный поток сознания, чем на хрестоматийный зарифмованный нарратив. А медитативности в этом подернутом туманом воспоминании о бурной молодости от нового звучания только прибавилось.

Встык – одна из первых песен «Мумий Тролля», корнями еще из 1980-х – «Инопланетный гость». Все попроще – текст, мелодия, – но это тот же «Мумий Тролль» с его кальянной сладостью интонаций и космическими залетами воображения. Снова прыжок практически в наши дни – «С чистого листа» («Пиратские копии», 2015). Некоторое время назад я спросил Илью, в каком душевном состоянии пишутся строки «Ржавые струны, ломкий янтарь./ Ты думал гореть, а тут надо нырять./ Мохнатым туманом завязали глаза./ Костры отменяются, сейчас будет гроза». Илья ответил, что даже самому себе не может объяснить, как пишутся песни, хотя понимает, что это, видимо, отклик «на какие-то мечты или реалии». Думаю, акустическое звучание этой вещи чуть больше объяснило, каков он, «мохнатый туман», в котором гаснут костры и ржавеют струны.

Разумеется, не могло не случиться экскурса в главный альбом команды «Морская», 20-летию которого она посвятила весь прошлый год. «Девочка» в новой аранжировке ничуть не утеряла, а наверное и прибавила в своей ироничной меланхолии. «Утекай» доказала, что источник драйва – не в громкости звучания, а во внутренней энергии музыкальной интонации, заводящей зал ничуть не слабее грохота барабанов.

Прыжки во времени продолжились: нервные «Плюс 28» («Меамуры», 2002), архетипическая магия ночного города в «Вечере» («Точно ртуть алоэ», 2002), тихий надлом «Непокоя» («Слияния и поглощения», 2005) с его глухим стуком «сердечного» ритма. Ожидаемая «таривердиевщина» – как же могло в такой программе обойтись без лагутенковского продолжения романсовых опытов Микаэла Леоновича – «С любимыми не расставайтесь» из фильма «Елки-5»! Конечно, до самого Таривердиева Илье Игоревичу вряд ли дотянуться, да он и не пытался, как не пытался автор культовых киноромансов дотянуться до Баха и Шопена, хотя интонационно давал ясно понять, кто его кумиры. Зато какой контраст со следующей вещью – «Моя певица» (одноименный сингл 2000 года), отчаянный посыл которой и в скромных акустических одеждах дошел до публики, разогрев зал не хуже, чем на классических стадионных радениях. А сумасшедшая фривольность «Фантастики» (альбом «8», 2008), как и приторный яд «Невесты» («Точно ртуть алоэ»), от прозрачности звучания только увеличили свою шокирующую силу.

И вот – главные кульминации программы: «Поспи, рок-н-ролл», «Владивосток 2000» – кстати, тот самый, с которого 20 лет назад начинался русский MTV (и MTV в честь юбилея передавал прямую трансляцию нынешнего концерта). Поет весь зал. А вы говорите – децибелы, электричество…

Что можно петь в таком раже? Конечно, «Владивосток 2000»

На бисы припасли три вещи, первая и третья из которых – опять-таки из нового альбома «Восток Х СевероЗапад»: саркастические «Карты» с грустно-точным наблюдением «В этом тумане надо жить не по солнцу», драйвовые «Дельфины» («Икра», 1997) и «Жимолость». На загадочных словах «Шепчет северо-запад, восток молчит» общение резко оборвалось, артисты попрощались и ушли. Избежав соблазна спеть того же «Отв.за романтику». Проигнорировав 10-минутную овацию фанатов в фирменных лагутенковских тельняшках. Явно имея в запасе сил на пяток, а то и больше хитов.

Что ж, лучше недопеть… Может быть, другим городам повезет больше, чем Москве? Например, Юрмале, куда команда доедет 16 августа. Кстати, гипотеза, откуда латышский акцент в нынешнем проекте «Мумий Тролля». Вся программа прошла в совместном музицировании традиционных лагутенковских инструменталистов, в том числе самого Ильи, бравшегося то за гитару, то за синтезатор – и пианиста латышской группы Instrumenti Яниса Шипкевича. Участие гостя объяснил сам Лагутенко: «Как повстречались на фестивале во Владивостоке, так не можем расстаться». И правда – прозрачно-звончатые джаз-роковые рояльные кружева Яниса, его рафинированный, размноженный синтезатором в хитрую полифонию бэк-вокал замечательно вписались в гитарно-барабанно-клавишную партитуру «Мумий Тролля».

Насколько понимаю, Instrumenti звучали в Крокусе и до концерта – фоном в записи, пока собиралась публика. Я еще обратил внимание на необычную для наших русских долгот и широт европейскую аристократичность вокального и инструментального ансамбля, виртуозно и без малейшего напряжения скрещивающего музейные барочные формы с интонационным миром современного арт-рок-авангарда. Как красиво, чисто, светло! Но даже искушенный, напичканный западными программами смартфон не смог подсказать мне, что это за команда. Видно, не дошла еще слава латышей до Силиконовой долины и прочих мировых диджитал-центров. А может, они к ней и не стремятся? Может быть, у них тоже ностальгия по натуральному аналоговому звуку? По простоте и тишине, как у самого Ильи Лагутенко.