Главная Культура 15:37 29 Марта 2022 4709
Казань. Вокруг «Поэмы огня»

Международный органный фестиваль в столице Татарстана прошел без потерь и даже с приобретениями

Сергей Бирюков, Казань – Москва
Органистка Евгения Кривицкая - и солистка, и куратор всех программ смотра. Фото предоставлены пресс-службой ГАСО РТ

В Казани, несмотря на нынешние драматичные времена, успешно прошел Третий международный органный фестиваль. Полностью сыграть чрезвычайно насыщенную программу из четырех вечеров (замены исполнителей произошли лишь в считанных случаях) – уже знак высокого профессионализма устроителей смотра. Ну а когда каждый концерт как минимум наполовину состоит из сочинений, до того в Татарстане, а порой и в России не звучавших или даже вовсе переживающих свои мировые премьеры, то событие вырастает до масштаба художественного открытия.

Таким «смотром открытий» казанский фестиваль, впрочем, и был задуман три года назад дирижером Александром Сладковским – лидером Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, главного устроителя праздника – и московской органисткой, музыковедом Евгенией Кривицкой, взявшей на себя обязанности куратора программ. Евгения – частая гостья Казани, регулярно выходящая на сцену Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева. Вместе со Сладковским они решили, что как здешняя публика достойна более активного вовлечения в многообразный мир органной музыки, так и сам орган, один из крупнейших в России, должен стать неотрывной частью мирового органного процесса.

Казанский инструмент 1997 года постройки уникален по нескольким параметрам – во-первых, это изделие голландской фирмы Flentrop и уже этим выделяется среди десятков российских органов, имеющих по большей части немецкое или чешское происхождение. Во-вторых, по специфическому комплексу регистров это представитель типа французского симфонического органа, тоже достаточно редкого в нашей стране (к нему, например, принадлежит орган «А.Кавайе-Колль» Большого зала Московской консерватории), который в наибольшей степени приспособлен к исполнению французской романтической музыки конца XIX – начала ХХ века, но, конечно, как всякий большой концертный инструмент, успешно адаптируется к любому историческому и национальному стилю от итальянского или немецкого барокко до всевозможных стилистических ответвлений музыки наших дней.

И, конечно, он великолепно встраивается в «партитуру» симфонического концерта. Такой симбиоз с оркестром, кратно расширяющий тембровое «пространство» музыки, станет, решили устроители, еще одной специфической чертой их смотра, отличающей его от большинства других органных фестивалей, как правило сконцентрированных на органе как таковом.

О том, насколько нынешний фестиваль стал смотром открытий, можно судить по такому списку: Симфония из 29-й кантаты Иоганна Себастьяна Баха, Симфония си-бемоль мажор Иоганна Кристиана Баха, Концерт для органа и струнных ми-бемоль мажор Карла Филиппа Эммануила Баха, Концерт для органа и камерного оркестра «Кукушка и соловей» Генделя, фрагменты из «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке… Таков далеко не полный перечень крупных композиций, прозвучавших в эти дни в татарской столице впервые. Не обошлось и без экзотики, вроде Фантазии Con moto morto для 4-х вёдер, 12 струнных, органа и маленькой заводной обезьянки современного московского композитора Юрия Каспарова (впрочем, вещи вполне серьезной, навеянной событиями 11 сентября 2001 года). Был и случай подчеркнуто личной интонации, когда Евгения Кривицкая в ансамбле с пианистом Константином Емельяновым солировала в эффектно-неоромантическом Концерте Сoincidentia оppositorum («Единство противоположностей») для органа, рояля и двух струнных оркестров Давида Кривицкого – своего отца, которому в эти дни исполнилось бы 85 лет. Ну а «Лабарданс» (помните рыбу лабардан, по-современному треску, которой потчевали Хлестакова?) для чтеца, органа и симфонического оркестра московской сочинительницы Анжелики Комиссаренко по произведениям Гоголя (чтецом выступил Петр Татарицкий) в нынешней своей редакции прозвучал впервые в мире – прежде исполнялась версия для народного оркестра.

Как я уже сказал, фестиваль продемонстрировал удивительную стойкость, даже в нынешних экстремальных условиях сохранив практически всю свою структуру: и белорусский дирижер Дмитрий Матвиенко приехал, чтобы провести программу открытия, и британский маэстро Джереми Уолкер не подвел со вторым концертом смотра, и, конечно, мэтр казанской органной школы Рубин Абдуллин почтил своим участием закрытие фестиваля 26 марта. Не обошлось без отдельных замен – например, вместо дирижера Анны Ракитиной, работающей в Америке и не сумевшей долететь в срок до России, выступил Алексей Уткин. Но даже это обстоятельство в определенном смысле сработало на фестиваль. Так, заменившая французского органиста Жана-Батиста Дюпона россиянка Хироко Иноуэ исполнила вместо диптиха Сен-Санса «Кипарисы и лавры» Концерт для органа, ударных и струнных Пуленка – сочинение, чьи страсть и тревога, пожалуй, даже больше подходят к переживаемому нами сегодня моменту, чем печаль и пафос сен-сансовской композиции. А еще один россиянин Моше-Ариэль Ганелин удивил казанских слушателей роскошной фантазией в духе Мессиана и Дюрюфле на тему татарской народной песни.

Но пора наконец рассказать о той единственной программе, с которой мне удалось познакомится не дистанционно из своего московского далека, а вживую, прилетев в Казань. Как и все остальные программы фестиваля («Триумфальная фантазия», «Музыкальная инсталляция», «Вокруг Баха»), она имела заголовок, заданный ее общим настроем и центральным сочинением афиши – «Поэма огня». Конечно, скрябинский «Прометей. Поэма огня» не относится к партитурам, экзотичным для Казани – хотя бы потому, что именно этот город на протяжении многих десятилетий лидировал в экспериментах, касающихся светомузыки, начало которой было положено как раз этим творением Скрябина. На сей раз, правда, световой составляющей в исполнении не было – но ведь и без нее сочинение несет в себе импульс энергии такого масштаба, что в это мощное поле притягивается целая «солнечная система» партитур.

Даниэль Зарецкий отвечал за органную партию в Прелюдии Рихарда Штрауса, Концерте Генриха Шмидта и «Прометее» Скрябина

Отдадим должное кураторскому чутью Евгении Кривицкой, отнесшей к этой «системе», например, Торжественную прелюдию для органа и оркестра «К открытию Венского концертхауса» Рихарда Штрауса, и в Москве-то звучащую крайне редко, а в Казани пережившую свою здешнюю премьеру. Это ведь тоже яркий образец музыкального модерна, тяготеющего к экстатическому мажору. Правда, в отличие от Скрябина с его моцартианской интуицией, немецкий мастер часто перегружал свои партитуры полифонией, движением и просто звуковой массой – достаточно сказать, что в Торжественной прелюдии органу как таковому оставлены от силы четыре-пять кратких соло, все остальное время он задавлен множеством «толстых слоев» струнных и духовых линий, но уж таков композитор, которому за многие заслуги перед симфонической и оперной музыкой мы платим вниманием и к таким, не главным его опусам.

К еще большим редкостям относится Концерт для органа и струнных соотечественника и современника Штрауса – Генриха Шмидта, руководимого во многом теми же эстетическими идеалами, но в этом сочинении развивавшего скорее стилизаторскую установку модерна (помните Александра Бенуа с его «версальской» серией картин?). Причем делает он это куда наивнее, чем искушенный автор «Ариадны на Наксосе», в итоге мы услышали трогательный в своей эклектике «обзор» стилей от Мендельсона до того же Штрауса, говорящий прежде всего о влюбленности сочинителя во вдохновляющие его образцы, и это детское чувство, бесспорно, по сию пору вызывает к нему слушательскую симпатию.

В двух композициях обошлось без органа – но они «напросились» в программу своей солнечно-огненной тематикой. Это суперпопулярная сюита из «Жар-Птицы» Стравинского и, что особенно любопытно, симфоническая поэма «Фаэтон» Сен-Санса, где композитор решает весьма нетипичную задачу – выстроить образное развитие в направлении «от света к мраку»: от легко-вибрирующих, словно воздух в солнечный день, аккордов и фанфарных кличей к траурному хоралу, символизирующему печальный конец сына Солнца, не справившегося, говоря современным языком, с управлением отцовской колесницей. Концепция, родственная той, что 20 лет спустя вдохновит Рахманинова на написание симфонической фантазии «Утес», хотя вряд ли 20-летний выпускник Московской консерватории мог знать партитуру маститого французского коллеги, но некоторые интонационные параллели просто поражают – а вдруг? Уже за эту интригу – спасибо составительнице программы.

Ну и кульминация вечера, давшая ему название. Правда, здесь у петербургского органиста Даниэля Зарецкого, до того героически тягавшегося в многозвучии со штраусовским оркестром и совершавшего головокружительные прыжки из стиля в стиль в шмидтовской партитуре, количественно меньше работы – только кода, где он вместе с хором (Государственный камерный хор Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой) ответствен за «космическое» раздвижение звукового пространства. Но ведь надо естественно – деликатно и одновременно властно – влиться в эту вселенную, которую до того скрупулезно, по атому-мотиву, по пассажу-дуновению, по акценту-протуберанцу выстраивали оркестр, пианист Мирослав Култышев и дирижер Антон Шабуров.

Пианист Мирослав Култышев (слева) и дирижер Антон Шабуров

Вот, кстати, одно из важных для меня открытий – если Зарецкого и его земляка Култышева я давно знаю по живым исполнениям и записям (в частности, Мирослав солировал в «Прометее», записанном Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева на фестивале «Площадь искусств» в 2016 году), то с Антоном встречаюсь впервые. А ведь это уроженец одного из самых «дирижерских» городов страны – Екатеринбурга, выпускник Геннадия Рождественского в Московской консерватории, к своим 38 годам успевший поработать со многими оркестрами страны и Европы, а сейчас возглавляющий симфонической оркестр такого важного в культурном и всех прочих смыслах форпоста России, как Ростов-на-Дону. Почерк Антона увлек меня дотошным, я бы даже сказал, страстным вслушиванием в детали, которое и заигранную, казалось, до дыр партитуру заставляет светиться по-новому – как будто вместо мутноватого тысячного оттиска гравюры тебе показали первый, со свежей матрицы. Казанский оркестр, способный представать и монолитным целым, и красочной мозаикой групп, и богатейшим спектром сольных тембров, оказался великолепным партнером для такого подхода к партитуре. Хотя иногда эта же детализация и дробила вольное дыхание композиции, но кто ж из нас без недостатков, на которые ведь можно посмотреть и как на указатель, в каком направлении совершенствоваться дальше.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5231
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4580
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...