В прошлом году медики МПС получили от государства всю сумму, обещанную госбюджетом. Более 92 процентов было израсходовано на выплату зарплаты, еще чуть более 5 процентов - на покупку медикаментов, 2 процента ушло на питание больных, которые проходили курс лечения в стационарах. Грех, казалось бы, жаловаться, долгов перед железнодорожниками у государства нет, На деле реальные затраты МПС на развитие и обеспечение своей медицинской службы в пять раз превышают "госпаек". Примерно 20 процентов расходов покрывается за счет государственной казны, остальные 80 - помощь дорог, средства ОМС (обязательного медицинского страхования), прибыль от предоставления платных медуслуг, другие внебюджетные источники.
По инициативе департамента здравоохранения МПС за последние три года из федерального бюджета дважды выделялись деньги сверх утвержденного лимита. В 1997 году железнодорожники получили 25 млн. рублей.Эти средства пошли на закупку медикаментов врачебно-санитарным службам Забайкальской и Кемеровской железных дорог, кроме того, 10 млн. рублей было потрачено на питание пациентов в больнице на станции Казань. Спустя год правительство утвердило еще одну "сверхлимитную" сумму - 12,2 млн. рублей. На этот раз помощь была оказана санитарной службе Северо-Кавказской железной дороги и Центральной больнице N 6, которая остро нуждалась в капремонте. По специальному распоряжению правительства все медицинские учреждения МПС по линии гуманитарной помощи бесплатно получают рентгеновское и ультразвуковое оборудование, аппараты для маммодиагностики. За три прошедших года железнодорожные больницы и поликлиники получили этой техники на сумму 3 млн. долларов.
Головная боль медиков - износ основных фондов железнодорожных больниц. Иначе говоря, на лекарства и зарплату медперсоналу деньги есть, а на ремонт канализации и покупку новых кроватей уже не хватает. Трудная ситуация сложилась на Октябрьской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Красноярской, Забайкальской железных дорогах. Руководство МПС уделяет этим регионам особое внимание, выделяет дополнительные средства на обновление фондов и ремонт зданий. Другая серьезная проблема - организация питания больных. По расчетным нормам среднестатистический пациент должен получать 2500-2600 калорий в день и "съедать" 20-25 рублей. Хорошо кормят своих заболевших работников Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Красноярская железные дороги. Сложная ситуация на Калининградской, Северной, Юго-Восточной железных дорогах, но департамент здравоохранения МПС делает все возможное для поддержки медиков.
Из-за того, что в федеральном бюджете не предусмотрены средства на внедрение новых медицинских технологий и содержание дополнительных штатных единиц, департаменту здравоохранения МПС приходится работать, что называется, не покладая рук. И вот итог: на базе центральных клинических больниц отрасли создано 8 центров новых медицинских технологий: профпатологии и экспертизы профпригодности, клинической цитологии, биолокационной диагностики, восстановительного лечения, эндохирургии, онкологии, стоматологии, нейрохирургии. Успешно действуют Международный диабетологический и Всероссийский миастенический центры, а на базе Центральной клинической больницы им. Семашко создан Центр сердечно-сосудистой хирургии с операционной. Теперь в этот список можно внести и Центральную больницу N 6 - клинику XXI века, подобной которой в России, пожалуй, еще не было.
В ПОДАРОК - СУПЕРБОЛЬНИЦА
Вчера российские железнодорожники получили в подарок суперсовременную больницу, которой могут позавидовать лучшие европейские медицинские центры. Мы встретились и побеседовали с главным врачом Центральной больницы N6 департамента здравоохранения МПС России Михаилом ВИЛЬКОМ.
- Михаил Франкович, несмотря на трудные времена, в стране все же идет строительство новых клиник. Не много ли шума вокруг обычной ведомственной больницы?
- Это не просто больница. Мы открыли центр новых медицинских технологий. Судите сами, на закупку оборудования потрачено 10 млн. долларов, инженерные коммуникации, строительные и отделочные работы обошлись еще в 12 млн. Два с половиной года ушло на то, чтобы сдать первую очередь больницы на 100 коек.
- Не слишком ли дорогое удовольствие - 22 млн. "зеленых" за 100 коек? По цене каждая кровать выходит золотой?
- Кровати у нас обычные. Правда, изготовленнные по последнему слову медтехники, а вот оборудование - уникальное. Начнем с того, что у нас введена централизованная система газоснабжения: семь медицинских газов, необходимых в реанимации, анестезиологии, хирургии, - кислород, закись азота, углекислый газ, сжатый воздух, вакуум, аргон в любой момент могут быть использованы медиками. Нет проблем с покупкой, доставкой, хранением газов. За этой системой, естественно, установлен особый контроль и соблюдены все тонкости правил безопасного хранения. Кроме того, особая аппаратура постоянно очищает и озонирует воздух внутри больничных помещений. Все рабочие места компьютеризированы, а телефонные трубки в личное пользование получат не только сотрудники больницы, но и каждый пациент.
Мы имеем возможность проводить видеоконференции и видеоконсультации с любыми медцентрами - независимо от времени и расстояния. Особая гордость - наши лаборатории: лучевой диагностики, рентгеновская, иммунологическая, биохимическая. Не каждая больница может похвастаться гематологическим анализатором, который делает анализ крови сразу по 30 показателям, или биохимическим анализатором. Этот прибор может за час выдать анализ ферментов крови одновременно 39 человекам.
Другой аппарат - мультискан - служит для диагностики СПИДа и обрабатывает одновременно 100 проб. А еще есть аппарат "искусственная почка", магнитно-резонансный томограф и единственный пока в России аппарат Дали, предназначенный для очистки крови. В новой больнице мы собрали лучшее оборудование медицинских производителей США, Швейцарии, Германии, Австрии, России.
- Кто может попасть в такую супербольницу?
- В первую очередь - работники МПС, причем не только из Москвы и Питера. Предпочтение будет отдаваться железнодорожникам из глубинки. Три недели назад мы приняли первых больных. Так вот - половина из них из провинции, где, как известно, не всегда есть возможность для точной диагностики и лечения трудных случаев. Все тяжелые больные будут проходить курс лечения у нас в больнице. Кроме железнодорожников мы принимаем членов их семей, ветеранов Великой Отечественной войны, не откажем в обслуживании горожанам - жителям Печатников, на территории этого микрорайона наша больница единственная.
- Почти каждой профессии, к сожалению, присущи "свои" заболевания. Интересно, какие недуги у железнодорожников?
- Машинисты, их помощники, диспетчеры, обходчики, от которых напрямую зависит безопасность движения, испытывают большие психологические нагрузки. Другой фактор, разрушающий организм, внешняя среда. Железнодорожники ведь работают при любой погоде - и в зной, и в мороз, так что от тепловых ударов и обморожений не застрахованы. Третья губительная сила - электромагнитное излучение. Влияние электромагнитных полей на организм человека еще слабо изучено, но то, что они не способствуют здоровью, - ясно уже сейчас. Таблеток и пилюль от профзаболеваний не существует, но предупредить их можно. С помощью нашего диагностического оборудования и лабораторных исследований надеемся поддержать здоровье работников железных дорог.
- Для того чтобы работать с современной техникой и аппаратурой, нужны хорошо обученные кадры. Вы что же, своих докторов и медсестер на курсы направляли?
- Раз в полгода все наши сотрудники проходят обучение в Институте усовершенствования врачей, в штате больницы работают 8 докторов наук, 15 кандидатов. В этом году группа медработников поедет на учебу в Германию. Обслуживанием техники занимается специально подобранный персонал, сегодня это 10 процентов от штата клиники. Думаем, что увеличим число технических работников до 25 процентов. Каждый день у нас дежурит бригада специалистов по оборудованию. Если один, к примеру, разбирается в кондиционерах, то другой должен знать электричество, третий - систему водоснабжения, четвертый - быть на "ты" с компьютерами.
- Как будете решать проблему с донорской кровью? Не секрет ведь, что в обычных городских и районных больницах это серьезная проблема: или покупай за большие деньги, или веди в пункт приема крови знакомых.
- Донорская кровь для нас - не проблема. В департаменте здравоохранения МПС есть собственная станция переливания крови, по первому требованию любое ее количество будет доставлено в больницу за 20-25 минут. Бесплатно для больного, конечно. Мы используем и современные методы ретрансфузии: ту кровь, которая теряется больными во время операции, мы очищаем и вновь переливаем пациенту. Для этого у нас есть аппарат аутогемотрансфузии.
- И последнее, какую зарплату получают ваши сотрудники?
- Во всяком случае не ниже той, что выплачивается в среднем по Москве. Плюс надбавки МПС и процент от заработанного за счет предоставления платных услуг. Согласитесь, люди, которые работают с техникой двадцать первого века, должны получать приличную зарплату.