Вышел в прокат фильм «Зоя». Премьера состоялась в конце минувшего года на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Зрителей не было, только кинематографисты. Представлял картину глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. Это в его бытность министром культуры фильм был запущен в производство. Мединскому вручили спецприз «за патриотическое служение делу сохранения и изучения истории отечества силами кинематографии» — то есть за поддержку картин «Танки», «Т-34», «Ржев».
Работа над «Зоей» продолжалась пять лет. Пожертвования вносили сотни людей. В финальных титрах дан огромный список фамилий — от 5-летней девочки до 82-летней бабушки.
В самом начале за проект должен был взяться Егор Кончаловский, и сценарий был написан другим драматургом. Но что-то не складывалось, а может, не удовлетворяло идеолога проекта Мединского. В таких случаях жди беды. Среди тех, кто начинал картину, и режиссер Леонид Пляскин, известный по сериалу «Молодая гвардия», у которого, говорят, был оригинальный подход к непростой теме. Но потом его поменяли на Максима Бриуса с богатой сериальной биографией, снявшего до этого «Литейный, 4», «Чужой район», «Береговую охрану».
Главную роль сыграла дебютантка, выпускница ГИТИСа, актриса Театра имени Маяковского Анастасия Мишина. В начале картины ее счастливая Зоя танцует на выпускном, дарит первый поцелуй однокласснику, а завтра будет война. Но сам 1941 год представляет нечто вне времени и пространства.
А дальше все по хрестоматийному сюжету. Юноша, в которого Зоя влюблена, гибнет в первые дни войны. Сама героиня вступает в диверсионно-разведывательный отряд, ее забрасывают во вражеский тыл под Москвой. Несколько бутылок с зажигательной смесью брошены в крестьянские избы, где расквартированы немцы. Местные жители спасибо диверсантам не скажут — клянут, а кто-то и норовит пнуть. Зоя пройдет пытки, а потом немцы ее повесят. Короткая жизнь оборвется 29 ноября 1941 года.
Перед тем как отправиться исполнить приказ Сталина «выгнать немцев на мороз», Зоя увидит «отца народов». Почему-то тот лично приедет в отряд, пройдет вдоль шеренги и обратит на девушку внимание. Уловит чуткое сердце вождя, что перед ним будущая героиня. Таким Сталина мы давно не видали: мягким, сердечным, с добрыми-добрыми глазами. В отличие от иных отцов-командиров, он источает заботу о людях, идущих на бой и на смерть.
А схваченная фашистами Зоя перед смертью успеет вступить в философский диалог с молодым немецким офицером. Австрийский актер Вольфганг Черни сыграл его благородным образованным красавцем, рассуждающим о Ницше, сожалеющим о судьбе Зои — преданные идее люди нужны и рейху. Но русская девушка, изнасилованная и замученная фашистами, взойдет на голгофу с именем вождя. «Сталин придет!» — скажет она, и сегодняшний зритель должен замереть в ожидании...
Предыдущий фильм о Космодемьянской вышел в 1944-м. Снял его Лев Арнштам. Теперь фрагменты той ленты крутят в новом музее «Зоя», возведенном, словно мавзолей, посреди деревни Петрищево. В старом кино хотя бы чувствуется, почему Зоя пошла умирать, что ею двигало. А теперь... Напротив нового гламурного музея создается еще и «школа разведчика», о чем свидетельствует щит на заборе. Для пущей наглядности.
Уцелел дом Прасковьи Кулик, где Зоя провела последнюю ночь перед казнью. Там лавка, на которой она спала. Такие вещи производят впечатление куда сильнее, чем дворец, напичканный мигающими картинками и муляжами и мало что дающий уму и сердцу.
...К 50-летию Победы на «Ленфильме» выдающийся режиссер Семен Аранович начал снимать фильм «Агнус Дей» о подвиге, подобном тому, что совершила Космодемьянская. По его версии, девушку забросили к немцам именно для того, чтобы ее смерть вызвала патриотический подъем в массах. Часть отснятого материала, хранящегося в Госфильмофонде, производит сильнейшее впечатление. Фильм не удалось завершить — никому такие трактовки в канун юбилея Победы не были нужны, а вскоре и режиссер умер. В архиве сохранились пронзительные кадры с участием Олега Янковского и сестер Кутеповых, судьба которых в кино могла бы сложиться совсем иначе, появись тогда эта картина, которую создавали страстные люди, лишенные нынешнего прагматизма.