Форма телесуда, поначалу волновавшая умы руководителей каналов и новаторов телевизионного искусства (напомню об участии в одной из передач покойного Владимира Ворошилова, который мечтал проводить разбирательства в прямом эфире), затем как-то отошла на задний план и стала забываться. Она уступила место передачам, в которых обсуждались актуальные проблемы самой третьей власти.
На минувшей неделе программа "Версты" (ТВЦ), которую с недавних пор ведет Леонид Млечин, обсуждала жгучую тему "Можно ли найти справедливость в суде?" Автор собрал в студии видных представителей участвующих в процессе профессий: адвокатов, судей, прокуроров, правоведов. Гости со всей прямотой, подчас и во вред "чести мундира", говорили о проблемах нынешней юриспруденции. О не изжитом до конца "обвинительном уклоне", о "телефонном праве", продажности отдельных представителей Фемиды, о бедности судов, где в дефиците не только компьютеры, но и подчас элементарные скрепки и бумага.
К сожалению, содержательный и острый разговор вышел односторонним: присутствующая в студии публика осталась в положении слушателей. Лишь одна женщина, получив слово, пожаловалась на свои многолетние хождения по судам, на невыполнение даже принятых там однажды справедливых решений. Судя по социологическим опросам, у "потребителей" судебных услуг есть немало серьезных претензий к служителям Фемиды. Они выходят далеко за пределы того "джентльменского набора", который вспоминают всякий раз, собравшись вместе и рассуждая о своих профессиональных бедах, сами судейские работники.
В последние годы в стране получили развитие некоторые новые, вернее, традиционные, но за годы советской власти порядком подзабытые формы судопроизводства. Все шире входит в жизнь практика судов присяжных: сначала их возрождали осторожно, лишь в ряде регионов страны, в порядке эксперимента, затем убедились в жизненности этого способа постижения истины. А в крупных городах для решения не очень сложных дел вспомнили давнюю практику мировых судей: теперь те из нас, кто не обращается к представителям третьей власти из-за волокиты, смогут воспользоваться этой формой разбирательства.
На канале РЕН-ТВ уже третью неделю идет ежедневная программа "Час суда", где на наших глазах мировые судьи (в их роли выступают известные адвокаты П. Астахов и М. Барщевский) решают самые разные дела. В анонсах передачи в рекламных целях сказано, будто там принимаются "самые неожиданные решения", однако на деле они как раз вполне "ожиданные". И это хорошо. Потому как увиденное на экране не столько развлекает зрителей, сколько повышает их правовую культуру, учит на примере прошедших на экране исков жизненному опыту.
В интересно задуманной и очень нужной зрителю программе пока что немало шероховатостей. В финальных ее титрах не указаны почему-то ни автор сценария, ни режиссер. Наверное, это сделано для создания впечатления подлинности: ведь и истцы, и ответчики, и свидетели на экране названы некими "именами" и "фамилиями". Нам внушают, будто имена эти настоящие, хотя есть подозрение, что перед нами актеры.
Такое сегодня делается повсеместно: особенно демонстративно в скандально знаменитых "Окнах" Д.Нагиева, которые по три раза на день появляются на канале ТНТ. Критиков, писавших о передаче, возмущает более всего нравственная сторона происходящего в эфире. О "подставах", при которых придуманные истории выдавались за подлинные, случившиеся с конкретными людьми, говорили меньше. Актерский люд в столице представлен такой многочисленной армией, что вполне можно выпускать параллельно десяток передач с артистами в роли обычных горожан без всякой опасности быть разоблаченными.
Что касается неназванного автора сценария "Часа суда", то в этой роли, как можно предположить, выступает писательница, пишущая детективы: она произносит в эфире свои суждения и между сюжетами-"делами", и "внутри" них. Ее комментарии звучат нередко витиевато, претенциозно, не столько проясняя, сколько затемняя суть увиденного и услышанного на экране.
Я смотрел выпуски "Часа суда" и не мог отделаться от мысли: не лучше ли было честно признаться зрителям, что типичные бытовые конфликты разыграны перед ними актерами для того, чтобы лучше объяснить все обстоятельства. Не создавать на экране еще один вариант "Окон", а попытаться сделать что-то свое...