Милутинович совместно с другими бывшими высокопоставленными югославскими функционерами обвиняется в преступных действиях, совершенных зимой - весной 1999 года в Косово с целью выдворения из края значительного числа албанцев и установления полного контроля над провинцией. Он обвиняется также в преступлениях против человечности, нарушениях обычаев и традиций войны, массовых убийствах гражданских лиц. Отвечая на вопросы судьи Патрика Робинсона, Милутинович заявил, что не признает себя виновным. Он и другие государственные деятели из окружения Слободана Милошевича защищали страну от албанского сепаратизма и экстремизма, а затем и от агрессии НАТО.
На посту президента Сербии Милан Милутинович находился до конца прошлого года, а в начале прошлой недели добровольно отправился в Гаагу. Ожидается, что суд над ним начнется во второй половине 2003 года. Если судьи трибунала удовлетворят просьбу защиты, подкрепленную гарантиями правительства Сербии, то до начала процесса Милутинович будет находиться на свободе.
Между тем премьер-министр правительства Сербии Зоран Джинджич выступил с инициативой об определении в кратчайшие сроки конечного статуса южной сербской провинции Косово и Метохии. Он полагает, что сделать это нужно до конца текущего года.
Как объясняет сам премьер, основная причина необходимости ускорения процесса заключается в том, что на территории края постепенно создается независимое государство. В то время как международное сообщество постоянно откладывает решение вопроса, чисто албанские структуры власти в Косово приобретают де-факто все больше и больше элементов государственной самостоятельности. С момента входа в провинцию международных миротворческих сил в июне 1999 года прошло более трех с половиной лет. И теперь, по мнению Джинджича, наступил момент, когда держать проблему ее статуса в "подвешенном" состоянии больше нельзя.
Своего шефа поддержал и вице-премьер сербского правительства Небойша Чович, одновременно возглавляющий Координационный центр по вопросам Косово и Метохии. По его словам, после разработки в июле прошлого года властями Сербии стратегии разрешения косовской проблемы Белград готов в диалоге с албанской стороной и при участии международного сообщества договориться о конечном статусе края. Более того, Чович заявил, что "мы (сербы) будем выступать за раздел Косово в той же мере, как другие (албанцы) настаивают на его независимости". Фактически и то и другое в случае осуществления стало бы изменением существующих границ в регионе, против чего последовательно выступает международное сообщество.
И Европа, и Америка отрицательно прореагировали на инициативу Зорана Джинджича. Сегодняшний статус провинции определен рамками резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Говорить же о его окончательном определении можно только после нормализации ситуации в крае. Достигнуть этого можно через активное взаимодействие между Белградом и Приштиной. Однако косовские албанцы отрицают возможность диалога. Их лидеры продолжают заявлять, что независимость Косово - это воля всего албанского народа, и Белград не вправе вмешиваться в этот вопрос. Как они полагают, будущее провинции будет определено в переговорах албанской стороны с ведущими государствами мира.