
На 87-м году жизни скончалась народная актриса СССР, режиссер и художественный руководитель прославленного театра «Современник» Галина Борисовна Волчек. Тот случай, когда уход, вопреки серьезной цифре возраста, абсолютно безвременен.
С момента, когда в 1955 году из группы выпускников школы-студии МХАТ сформировался этот театр под руководством Олега Ефремова, Галина Волчек влилась в труппу, сыграв в первом же спектакле «Вечно живые» Нюрку-хлеборезку. Вышла замуж за другого современниковца, Евгения Евстигнеева, родила сына, ставшего кинорежиссером. В 1970 году, когда Олег Ефремов ушел во МХАТ имени Горького, Галина Волчек не пошла за ним, осталась в родном коллективе, а в 1972-м буквально под давлением коллег, увидевших в ней лидера, согласилась стать главным режиссером. Что было заслуженно, учитывая мощный успех поставленного ею спектакля «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова (Государственная премия СССР за 1966 год), но и изрядно тяжело.
Когда из театра ушел и Олег Табаков, она поняла, что может рассчитывать только на себя и на тех артистов, включая Марину Неелову, Валентина Гафта, Игоря Квашу, Сергея Гармаша, которые были рядом и верили в нее. Эта вера дала силы поставить в 1987 году «Крутой маршрут» по мемуарной книге Евгении Гинзбург, что стало настоящим гражданским поступком – не только ее личным, но всего театра, и потрясло публика как у нас, так и в Америке во время гастролей.
Но наступали новые времена – настроения зала, жаждущего зрелищ и «судорожного смеха», стали расходиться с репертуарной политикой Галины Волчек. Тогда она позвала на постановку Валерия Фокина, нынешнего худрука «Александринки», и сама сыграла в «Ревизоре» Анну Андреевну, позволив себе и партнерам смеяться над собой и окружающими.
Галина Борисовна всегда держала руку на пульсе времени, что было важно для «Современника», как говорится, по определению. Но критика не унималась – издевалась над «шептальным реализмом» и даже устраивала что-то вроде бойкота. Помог держать удар Ремарк – Волчек обратилась к роману знаменитого писателя «Три товарища» с его идеей человеческой ненужности, невостребованности государством и обществом, когда вокруг главных героев, вернувшихся с Первой мировой войны, собирались тучи и уже нечем было дышать. Она долго искала актрису на главную роль в этой инсценировке и наконец, увидев по телевидению Чулпан Хаматову, воскликнула: «Вот она!» Спектакль до сих пор в репертуаре, но, к сожалению, «роман» между режиссером и актрисой не сложился, так как Чулпан стала много играть в Театре наций, а Волчек не могла понять, как можно рвать себя напополам. Пришлось горько разочароваться и в преданности другой звезды, Елены Яковлевой после ухода той из театра, где актриса больше не захотела «годами ждать новых ролей», поскольку годы эти таким образом превращались из «ее богатства» в ее потери.
В 1989-м, получив звание народной артистки СССР, Галина Борисовна по праву возглавила театр в качестве художественного руководителя. А в общем 45 лет держала на своих плечах огромный коллектив, постоянно селекционируя и совершенствуя труппу. Это благодаря ее усилиям и прозорливости здесь заблистали лучшие актрисы, появились интересные режиссеры, громко заявившие о себе: Римас Туминас и Кирилл Серебренников. Сама же она поставила 30 спектаклей, каждый из которых держался и держится в репертуаре много лет. Вот только некоторые из них: «Три сестры», «Вишневый сад», «Три товарища», «Эшелон», «Пигмалион» с новой звездой Аленой Бабенко.
В течение всей жизни Галина Борисовна исповедовала русский психологический театр, где, по завету К. С. Станиславского, в центре всегда стояла судьба человека. В том, что эта традиция по-прежнему жива и неисчерпаема, убедили гастроли 2011 года в Лондоне, где, как над всей Европой, давно уже веют совсем иные театральные ветры, но великое остается таковым во все времена, и публика оценила высоту искусства «Современника» на европейском фоне.
Никакие трудности, никакие наскоки со стороны «продвинутых» авангардистов не могли сломить ее волю, изменить творческие планы, а государственные награды, в том числе все четыре степени ордена «За заслуги перед Отечеством», только укрепляли авторитет у зрителей и руководства страны. Год назад Владимир Путин, побывав на ее юбилее, поинтересовался: трудно ли приходится. Галина Борисовна, уже несколько лет из-за прогрессирующей болезни позвоночника не встававшая с инвалидного кресла, ответила кратко: «Я живу театром, а трудности только закаляют».
Когда театр из-за ремонта основного здания на Чистых прудах вынужден был переехать во Дворец на Яузе, Галина Борисовна говорила мне: «Только бы дожить до возвращения в родные стены, только бы не нарушилась атмосфера в коллективе, только бы выдержать это испытание». И она выдержала, вернулась, хоть и в коляске, туда, где начиналась ее творческая биография, где «дышала почва и судьба».*
Но, может быть, оказавшись в знакомой стихии, в какой-то момент ослабила тетиву, и судьба распорядилась по-своему. Ну, кто бы мог подумать, что такая рядовая вроде бы болезнь, как воспаление легких, окажется роковой.
Прощание с Галиной Борисовной Волчек состоится 29 декабря в единственном за всю ее жизнь театре, а после его легендарная руководительница будет похоронена на Новодевичьем кладбище. Последняя из основателей вечно молодого театра, рожденного «оттепелью» и навсегда сохранившего тот дух свободы и надежды, она ушла из жизни почти вслед за своим другом Марком Захаровым, оставив после себя неоценимое наследие и самое главное – веру в русского актера.