Очевидная тенденция: европейцы пересаживаются с самолетов на скоростные поезда. Это тренд последнего десятилетия. Почему же жители Европы предпочитают не отрываться от земли, и возможно ли присоединение России к скоростным евросетям?
Испания — одна из трех европейских стран (наряду с Германией и Францией), где скоростные поезда уже составили серьезную конкуренцию авиации. Буквально за несколько лет страна покрылась сетью скоростных железных дорог. Сегодня она связывает все крупнейшие испанские города. Несмотря на кризис, испанское правительство намерено вложить еще 5 млрд евро инвестиций в развитие компании AVE, которая управляет сетью скоростных магистралей. Для Испании это супервложения.
«Испанцы оценили скоростные поезда, — заявил в интервью «Труду» представитель AVE Иньяки Газталуменди, — и мы уже стали реальными конкурентами гражданской авиации!»
По словам представителя AVE, железнодорожный транспорт долгое время проигрывал авиации в скорости, но никогда не уступал в комфорте. Крупные железнодорожные компании не захотели мириться со статусом транспорта номер два. Поэтому была поставлена амбициозная задача: создать такие скоростные поезда, которые смогли бы составить конкуренцию авиакомпаниям. В авиации к первым попыткам отнеслись со скепсисом: «Рожденный ползать летать не может».
Однако ситуация резко изменилась, когда поезда стали летать со скоростью 350 км в час. Простая арифметика показывает, что сегодня на маршрутах средней дальности скоростные поезда и самолеты практически сравнялись по времени пребывания в пути. В этом мне довелось убедиться самому, когда скоростной поезд домчал меня от Мадрида до Барселоны за 2,5 часа. Самолет преодолевает это расстояние быстрее. Но если театр начинается с вешалки, то любой полет — с такси или электрички и дороги в аэропорт. А еще нужно сдать багаж, пройти процедуру досмотра, дождаться, когда запустят пассажиров в салон... После приземления все то же самое в обратном порядке: багаж, дорога из аэропорта...
На скоростном поезде все проще: сел в комфортабельный вагон в самом центре Мадрида — и через 2,5 часа прибыл в самый центр Барселоны. Если взять время от порога до порога, то на маршруте Мадрид — Малага путешествия самолетом и поездом практически равны по продолжительности. А если брать короткий маршрут Мадрид — Барселона, то поездом быстрее!
То есть с технической точки зрения вопрос решен. Но проблема заключалась в том, что скоростным поездам AVE не хватало размаха. Стоило им набрать разгон, как они сразу же упирались в национальные границы. Такую же проблему испытывали и Национальная компания французских железных дорог (SNCF), и немецкая «Дойче Бан» (DB). Между тремя гигантами началась жесткая борьба за право продлить маршруты по территории стран-соседей. Несколько лет шло перетягивание каната, приносившее убытки. Потягавшись, опомнились и от противостояния перешли к сотрудничеству. Маршрут Барселона — Париж достался испанской AVE. Французы запустили поезда по линии Франкфурт — Париж и Франкфурт — Марсель. А немцы получили возможность использовать Евротоннель под Ла-Маншем, осуществляя перевозки по маршруту Кельн — Лондон.
Если все пойдет по плану, то первый скоростной немецкий поезд отправится в Лондон в марте 2017 года. И это будет чрезвычайно важное событие. Оно ознаменует начало создания общеевропейской скоростной железнодорожной сети. Планируется, что одна ветка соединит Лондон, Париж, Мюнхен, Вену и Будапешт, а другая — Барселону, Лион, Франкфурт, Берлин. А пересекаться эти две радиальные линии будут в Страсбурге. То есть летайте поездами по всей Европе!
P.S. А какое отношение все это имеет к нам, россиянам? Самое прямое. РЖД планируют открытие скоростной трассы по маршруту Москва — Берлин. То есть мы присоединимся к сети европейских скоростных дорог. И это вполне реальные планы. Испанская фирма Talgo, которая создавала скоростные составы для компании AVE, уже приступила к созданию скоростных составов для этого маршрута.
А в это время
Россия не прочь присоединиться к европейской сети высокоскоростных железнодорожных магистралей. Качество путей на главных направлениях позволяет машинистам держать скорость в 150 км в час. Еще в 2011-м РЖД подписали контракт на поставку для скоростной трассы Москва — Берлин поездов, оборудованных технологией автоматического перестроения ширины колесной пары. Начаты работы НИИ железнодорожного транспорта и испанской Patentes Talgo S.L. для адаптирования существующих поездов Talgo 250 к эксплуатации в России. По расчетам, такие составы сократят путь от Москвы до Берлина с сегодняшних 27 часов до 17-18. А вот удастся ли сэкономить на стоимости билета — вопрос. Сегодня билеты на «Сапсан» из Москвы в Питер по цене сопоставимы с перелетом, а самые удобные рейсы — утренний и вечерний — с полетом в бизнес-классе.
Туманны перспективы второй внутрироссийской высокоскоростной трассы Москва — Казань. Как заявил глава РЖД Владимир Якунин, к 2018 году она будет достроена только до Нижнего Новгорода. Но с деньгами напряженка...