В этом смысле думцы солидарны с кабинетом министров. Во всяком случае, лидеры четырех центристских фракций договорились с вице-премьером Алексеем Кудриным о прохождении бюджета "с поправками на ситуацию". А спикер палаты Геннадий Селезнев заявил в Петербурге, что Дума намерена заморозить дополнительные средства бюджета до четвертого квартала 2002 года. Вместе с тем он заверил, что правительство не намерено представлять в Думу секвестрованный вариант бюджета, а его доходная часть не будет уменьшена в связи с падением нефтяных цен. Непонятно только, как то и другое исполнить в одной финансовой смете. Впрочем, депутаты и члены кабинета оказались отчасти заложниками своих позиций в сентябре, когда правительство торопилось продвинуть бюджет-2002 побыстрее, а думцы - выбить как можно больше расходов на улучшение российской жизни. Поэтому теперь в интересах обеих сторон не возвращаться к первому чтению, а попытаться без лишней нервозности уточнить, исходя из новой реальности, бюджетные ориентиры.
Суть "оптимизации бюджетных расходов", которую на Охотном ряду принципиально не называют секвестром, состоит в поправке, предложенной правительством. Если доходов будет меньше, то придется отказаться от формирования финансового резерва, который первоначально должен был составить 110 млрд. рублей. Если же денег в казну поступит еще меньше, то под нож пойдут иные расходы - кроме социальных выплат. Депутатам предстоит только согласовать, что именно урезать в первую очередь, и установить график переноса трат на конец года. Сумма этих уже утвержденных расходов составляет 37 млрд. рублей - их в ходе предыдущих чтений депутатам удалось пробить для сельского и дорожного хозяйства, промышленности, энергетики, строительства, рыболовства, связи и транспорта. Теперь со всем этим придется подождать. А может, и вовсе забыть, если цены на нефть упадут ниже 14,5 доллара за баррель...
Неприкосновенными остаются дополнительные расходы на социальную сферу, оборону и правоохранительную деятельность. Вице-премьер Валентина Матвиенко выразила уверенность, что "все заложенное правительством по социальным разделам не должно и не может корректироваться, потому что это наши обязательства перед населением". Глава Минфина заявил, что правительство справится с выплатой повышенных зарплат бюджетникам в 2002 году, если российская нефть будет стоить выше 14 - 15 долларов за баррель.
Непросто и с выплатой внешних долгов. Надежд на формирование финансового резерва почти не остается. А пик долговых расчетов, как известно, приходится на два предстоящих года, когда кредиторам надо будет отдать более 30 млрд. долларов. Пока цены на нефть питали правительство оптимизмом - все было ничего. А вот теперь долги добавят головной боли кабинету министров. Президентский советник Андрей Илларионов полагает, что у России есть шанс отодвинуть пик платежей, если до конца этого года перечислить кредиторам 17 млрд. долларов, из которых 2 млрд. - в счет 2003 года. Этот прогноз, впрочем, не принимает во внимание цены на нефть, которые вряд ли будут столь высоки, как в уходящем году.
Члены правительства в этой ситуации демонстрируют спокойствие, будто главное сейчас - завершение бюджетного процесса в Госдуме. Герман Греф на днях заверил, что показатели нефтяных цен в коридоре 18,5 - 23,5 доллара за баррель, заложенные в проекте бюджета, остаются "достаточно реальными". С министром почти солидарны депутаты. Во всяком случае, председатель Бюджетного комитета Александр Жуков заявил, что "нынешняя ситуация - не критическая для нашего бюджета и никаких критических изменений в него вносить не нужно". Он подчеркнул, что, если цены на нефть будут дальше снижаться, можно будет внести поправки в бюджет в первом квартале 2002 года.
Отсюда можно сделать вывод, что прохождение бюджета в третьем чтении будет не слишком обременительным занятием. Никто пока не говорит, что будет с курсом рубля и ценами, если цены на нефть упадут до уровня 9 - 10 долларов за баррель. А именно такой сценарий обещает ОПЕК в случае упорства России, не желающей всерьез снижать экспорт "черного золота".
Правительство не хочет до конца раскрывать свои планы, но не исключено, что надеется на встречные, так сказать, компенсационные шаги Запада. Не случайно российскую столицу оперативно посетили министр энергетики США Спенсер Абрахам и эксперты МВФ. Они, надо полагать, пообещали России содействие в разрешении бюджетного кризиса при самом худшем развитии ситуации. Ведь при цене 9 долларов за баррель нефти доходная часть бюджета потеряет "в весе" почти на 9 млрд. долларов. В этом случае закрывать брешь придется за счет переходящих остатков с 2001 года. Это порядка 2,5 млрд. долларов. Сокращение расходной части на объявленные уже 37 млрд. рублей даст еще 1,1 млрд. долларов. МВФ обещал предоставить России во втором полугодии кредиты на 1,2 млрд. долларов. Выпуск правительством еврооблигаций на 2 млрд. долларов закроет бюджетный разрыв почти на четверть. Остающиеся незакрытыми чуть более 2 млрд. долларов могут залатать приватизация госсобственности и продажа части госрезервов. В самом крайнем случае Белый дом может рассчитывать на золотовалютные резервы ЦБ.
Правительство, правда, не хочет обсуждать этот неприятный сценарий. А может, все-таки зря? Помнится, Кудрин перед первым чтением бюджета тоже не хотел говорить, что будет делать кабинет, если цена нефти упадет ниже пессимистического варианта в 18,5 доллара за баррель. Теперь этот уровень был бы весьма желателен для нас.