Вода из-под крана: пить или не пить? Опрос на эту тему, проведенный на сайте «Аргументов и Фактов» показал, что в России произошла водопроводная революция. Мы перестали пить воду так, как это делали еще в начале 1990-х – прямо из-под крана или кипяченую.
Так продолжает пить лишь треть респондентов: четверть всех участвующих в опросе кипятят воду, а ещё 11% пьют её, не используя никаких очистных фильтров. Восемь процентов охотятся за родниковой водой, семнадцать - отдают предпочтение бутилированной, и подавляющее большинство, которое составляет 33%, в основном используют фильтры-кувшины. Есть даже данные о том, что в городах из каждых десяти семей шесть пользуются такими фильтрами.
Чистка по-домашнему
Почему же мы стали дополнительно очищать воду у себя дома? Даже в крупных городах, таких как Москва, где водоканал работает вполне прилично, периодически возникают эксцессы: мы ощущаем, что с водой, струящейся из под крана, не всё в порядке. Многие чувствуют слегка навозный запах воды, который иногда возникает весной. Почему это бывает, и что может попасть в водопроводную воду вообще?
С навозным душком всё ясно. Весной, когда очень быстро тает снег, талые воды смывают с полей навоз и вместе с частью сельскохозяйственных стоков направляют всё это в водоемы. Даже экстренные меры, принимаемые на водопроводных станциях, не всегда могут полностью устранить навозный запах и привкус в воде.
Попадают в водоемы и сбросы предприятий. Только в Московской области химически опасных производств больше семидесяти. По оценкам экспертов, вода в Москве реке на профессиональном языке оценивается такими терминами, как «загрязненная», «грязная» и «очень грязная». А количество сульфитов, хлоридов, железа, меди, фенола и других токсичных веществ, сброшенных через городские и областные водоемы в бассейн Оки достаточно велико. Например, в водах Пахры была зафиксирована концентрация фенола превышающая предельно-допустимую концентрацию (ПДК) в 28 раз, нефтепродуктов – в 6,8 ПДК, аммонийного азота – в 16,7, фософора и меди – в 29. Конечно, вся эта природная вода, прежде чем попасть к нам на кухни, проходит обработку на водоочистных сооружениях. После них вода выходит уже чище, как нам часто говорят, не хуже, чем в цивилизованной Европе. И все ПДК у такой воды не превышены.
Но с этими предельно-допустимыми концентрациями не все так однозначно. Покойный академик РАЕН Александр Кульберг говорил, что определять ПДК для каждого отдельного вещества не очень то и профессионально: все они могут взаимодействовать друг с другом и при этом их эффекты нередко усиливаются.
Но и это не все. После очистных сооружений – «дело труба». Около 70% трубопроводов России изношены, более 50% утратили герметичность. Многие строили ещё в 50-80-е годы, когда экономили, и дешевые стальные трубы использовали вместо чугунных. Сейчас концентрация железа в таких водопроводных сетях велика. Но опасны они не только этим, изъеденные ржавчиной, они не являются непреодолимой преградой для сточных вод, богатых всякой дрянью вроде химии, бактерий, вирусов, нефтепродуктов. Не секрет, что такие трубопроводы активно обживаются бактериями, нередко их колонии синтезируют антибиотики и токсины.
Хлор не страшен?
Частично их обезвреживают соединения хлора. Но некоторые ученые считают, что они сами весьма вредны, даже в нормальных концентрациях. Например, специалисты Американского онкологического института подсчитали, что «благодаря» только хлороформу, содержащемуся в питьевой воде, возникает около двух процентов рака печени и почек. К похожим выводам пришли и финские ученые, с той только разницей, что изучали они не только хлороформ, а весь остаточный хлор, содержащийся в воде. Кроме того, соединения хлора виноваты и в других недугах – простудных болезнях, гастритах и прочей патологии, поражающей слизистые оболочки дыхательного и пищеварительного трактов. И это понятно, хлор и почти всё, что из него получается, относится к весьма активным химикатам.
Интересно, что хлора в воде у нас боятся не многие. Согласно интернет-опросу, только у 8% респондентов соединения хлора в водопроводной воде вызывают наибольшие опасения. Некоторые участники даже конкретизировали свою позицию, и рассказали, как они борются с этими соединениями: «Прежде чем употреблять даю воде отстояться 12 часов», или «Ничего не надо делать, только немного отстоять водопроводную для удаления хлора». И это правильно, хлор действительно улетучивается, если вода постоит полдня, или если ее просто прокипятить.
Но все-таки, это не избавляет воду от других неполезных веществ и субстанций. Каких? Семь процентов опрошенных больше всего боятся бактериальных и вирусных загрязнений, и 6% - тяжелых металлов. А подавляющее число людей, которых интересует эта питьевая тема, ответили, что их беспокоят любые загрязнения (42%) и 38% подчеркнули, что вода должна быть чистой вообще. Как это понимать?
Комплексный подход
Очень просто, вода это вообще один из древних символов чистоты - она прозрачна и значит, чиста. И очищать её нужно не только от хлора, тяжелых металлов, железа, бактерий или, а вообще – комплексно. Не только от этих веществ и существ, но и прочих загрязнителей. И идея такой очистки лучше всего воплощена в самых обычных фильтрах кувшинного типа. Человеку понятно, что, проходя через картридж, вода в них очищается не только от бактерий, вирусов и механических загрязнений, но и от многих вредных веществ. И 33% опрошенных считают такую очистку эффективной, и столько же приобретают подобные фильтры кувшинного типа. По статистике, большинство выбирает «Аквафор». Возможно, это связано с его демократичной ценой. А возможно и с тем, что он трижды признавался лучшим при тестировании разных «кувшинов» в популярной телепередаче. Думаю, многие покупатели это запомнили, и учли при покупке. Я сам видел такую программу, когда только этот фильтр смог очистить 170 литров воды – именно такой ресурс картриджа указывается в документации. Прочие фильтры перестали очищать воду уже после того, как через них прошло около 100 литров воды. А уже во время работы над материалом мне попались на глаза результаты тестирования фильтров кувшинного типа на Украине, только что опубликованные в журнале «Справочник потребителя» (это издание без рекламы вроде нашего «Спроса»). Так вот, «Аквафор» победил за явным преимуществом, и большинство его соперников можно купить и в России. Получается, наши покупатели вполне осознанно голосуют за качество.
Кувшинные фильтры действительно очищают воду комплексно: от хлора, тяжелых металлов, механических частиц, железа, устраняют неприятные привкусы и запахи. Многие удаляют соли жесткости, делая воду мягче и, следовательно, вкуснее. Но как показывают исследования, при пользовании такими фильтрами важно соблюдать инструкцию, и не забывать вовремя менять картриджи. Экономия на них может выйти боком – вода после дополнительной фильтрации выйдет не только плохо очищенной, но еще и обогащенной бактериями. Так что, покупая такое индивидуальное средство защиты как фильтр, будьте любезны пользоваться им правильно.
Максим Чистяков