- Будущий высокоширотный многоцелевой комплекс, построенный в нескольких сотнях километров от Земли, принесет большую пользу стране, экономике, если к делу подойти с умом. Сегодня с борта Международной космической станции (МКС), эксплуатацию которой планируется завершить в период 2016 - 2025 годов, можно наблюдать лишь 10 процентов территории России. Ценность новой орбитальной инфраструктуры в том, что она обеспечит детальный обзор не только каждого региона нашей страны, но и три четверти всей поверхности земного шара как в Восточном, так и в Западном полушарии - от Ледовитого океана на севере почти до Антарктиды на юге. Поэтому космический комплекс сможет решать множество важнейших практических задач.
Речь идет о широкомасштабном дистанционном зондировании территории России из космоса. Анализ экологической ситуации, ледовой обстановки в Северном Ледовитом океане, выявление браконьерских вырубок, наблюдения за развитием чрезвычайных ситуаций на суше и в акватории морей, океанов (извержения вулканов, лесные пожары, пыльные бури и прочие напасти) - все это ляжет на плечи новой станции. С ее помощью можно будет находить полезные ископаемые, прогнозировать обрушение ледников и весенние паводки. Не менее важно организовать эффективный контроль 200-мильной морской экономической зоны на Дальнем Востоке, картографирование береговых объектов...
- Но большую часть такой информации дешевле получать со спутников-автоматов, чем с пилотируемых станций...
- Правильно. Именно поэтому высокоширотная станция большую часть времени должна работать в автоматическом режиме. Примерно 2-3 раза в год на станцию будут прилетать космонавты, чтобы забрать отснятые материалы (часть информации передается на Землю в оперативном режиме), а также продукцию технологического цеха.
О цехе надо сказать особо. Здесь будет решаться вторая важная задача космического комплекса - производство в невесомости материалов, лекарств с уникальными свойствами. Некоторые производственные установки можно разместить в отсеке, пристыкованном к станции, но основной цех-автомат будет работать в специальном модуле, летящем недалеко от орбитального комплекса. Когда экипаж прибудет на станцию, к ней же причалит и производственный модуль. Космонавты отремонтируют, если надо, оборудование, запустят новый технологический процесс и с космическим багажом отправятся на Землю. Кроме "цеха", рядом со станцией могут находиться малые космические аппараты различного целевого назначения. Такая схема является наиболее оптимальной для пилотируемой космонавтики, позволяющей эффективно использовать новейшие космические технологии.
- Почему же конструкторы не додумались до этого раньше?
- Первый проект посещаемого орбитального комплекса был готов десять лет назад. К тому времени, напомню, наша страна имела (как имеет и сегодня) непререкаемый мировой приоритет в области создания долговременных космических станций. Первый звездный дом, названный "Салютом", был построен еще в 1971 году. Потом были другие "Салюты", появились орбитальные станции второго, третьего поколений, затем многомодульный комплекс "Мир".
Выражая мнение многих конструкторов, научных организаций, я, будучи начальником отраслевого научно-технического центра ЦНИИМАШ, направил докладную записку тогдашнему руководителю Центра имени Хруничева Анатолию Ивановичу Киселеву с предложением рассмотреть возможность создания высокоширотной посещаемой космической станции. Он дал поручение своим специалистам. И в начале 1997-го было готово техническое обоснование, содержащее концепцию новой орбитальной станции, структурные подробности, обоснования, чертежи... Концепция была рассмотрена и одобрена руководителями Центра подготовки космонавтов имени Гагарина.
Подчеркну, что в 1997-м на заводе имени Хруничева имелся изготовленный в металле запасной полноразмерный модуль, который планировалось запустить в космос, если бы выведение "Зари" - первого блока для МКС - оказалось неудачным. Но "Заря" успешно вышла на заданную орбиту, так что дублирующий модуль оказался невостребованным, и его можно было использовать в качестве базового звена высокоширотной станции. Словом, для ее создания, казалось бы, имелись все предпосылки. Однако вскоре стало понятно, что для одновременного строительства двух орбитальных станций - Международной и национальной - не хватит финансовых ресурсов. И предложения конструкторов положили в долгий ящик.
- А теперь, выходит, проект десятилетней давности вытащили на божий свет?
- Нет, речь идет только об использовании серьезно модернизированного внешнего корпуса модуля. Но "начинка", все оборудование, аппаратура должны соответствовать самым последним достижениям науки и техники.
- Как может выглядеть будущая станция?
- Она не очень большая: два модуля (для дистанционного зондирования Земли и энерготехнологический), соединенные переходным отсеком с четырьмя стыковочными узлами. Диаметр каждого модуля - 3,5 метра; длина одного - 5,5 метра, другого - 8 метров. Суммарная масса всех звеньев, включая огромную, 27-метровую в диаметре антенну, - от 30 до 40 тонн. Для запуска блоков можно использовать весьма надежную ракету серии "Протон". А экипажи будут прилетать на не менее надежных модернизированных кораблях "Союз".
- Во что обойдется создание Национальной космической станции и окупятся ли затраты?
- Базовый исследовательский модуль может стоить порядка 6,5 миллиарда рублей. Если рядом со станцией будут летать малые космические аппараты и производственный цех, суммарные затраты, понятно, возрастут. Однако на каждый вложенный рубль ежегодный экономический эффект в общероссийском хозяйственном комплексе составит по расчетам 1,5-2 рубля. Учитывая инерционность системы внедрения, затраты на станцию могут окупиться в течение нескольких лет. Важен и такой момент: материалы дистанционного зондирования Земли можно продавать на мировом рынке. Не сомневаюсь, будет много заказов на проведение исследований из стран как Северного, так и Южного полушарий.
- Смогут ли принять участие в реализации этого проекта зарубежные государства?
- Конечно. Скорее всего, так и будет. Ведь самое позднее к 2025 году МКС перестанет существовать (официально ее эксплуатация должна быть завершена в 2015-м). И тогда ей на смену Россия предложит запустить свою станцию, не исключив пристыковку к ней модулей других государств. Ведь такого опыта в создании звездных домов, как у нас, не имеет ни одна страна в мире. Так что проект имеет очень большие шансы стать международным.
- Но пока решение о строительстве национальной станции не принято?
- Еще есть время. Не скрою, сегодня не все поддерживают эту идею, все упирается, как всегда, в финансирование. Но завтра, я в этом уверен, положительное решение будет принято. Потому что это выгодно для страны, для экономики, для науки. Специализированные, посещаемые космические станции станут непременным звеном хозяйственного комплекса в последующие десятилетия.