Главная Культура 16:33 28 Сентября 2022 2383
Чернота не без просвета

В Нижнем Новгороде возродили одну из самых удачных постановок «Пиковой дамы» Чайковского

Сергей Бирюков, Нижний Новгород – Москва
Спектакль нижегородцев «двоичен» своим черно-белым колоритом и двухъярусностью. Фото предоставлены литературно-драматической частью театра

Что может быть естественнее для русского оперного театра, чем обратиться к «Пиковой даме» – главной отечественной опере-драме? Что может быть рискованнее, если вспомнить статистику успехов и провалов, увы, неутешительную для постановщиков столь проблемного шедевра? В этом смысле Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени Пушкина прошел по лезвию ножа, открыв сезон постановкой, которая на фоне других кажется образцом осмысленности, а музыкальный ее уровень дает надежду на то, что через небольшое время команда исполнителей вырастет в настоящий ансамбль.

Постановку Валерия Фокина 2007 года в московском Большом театре, помнится, столичная пресса приняла на «четверочку»: да, по-петербургски стильно, сумрачно… может быть, даже до легкого оттенка скуки. Единственное, что однозначно вызывало восхищение – работа дирижера-постановщика Михаила Плетнева. Но Михаил Васильевич, сверхзанятый другими своими проектами, конечно, не смог вести спектакль на постоянной основе, и тот без главного козыря довольно скоро увял.

Затем, повидав и «Пиковую» Льва Додина, якобы возвращающую нас к замыслу Пушкина с сумасшедшим домом как венцом сюжета (странная идея – тогда уж ставь Пушкина, а не Чайковского), и спектакль Римаса Туминаса, превратившийся в игры сильных не столько разумом, сколько мускулом великосветских бездельниц, и постановку Александра Тителя в МАМТе, обрекшую Лизу на гибель среди солдатни Первой мировой войны, и много чего еще – мы поняли: не так уж беспросветен, хотя по преимуществу черен в буквальном, цветовом смысле спектакль Фокина.

Возрожденный нынче в Нижнем режиссером Игорем Ушаковым, он силен прежде всего своей предельной структурностью. Той двоичностью, из которой, как утверждают ученые, могут быть выведены едва ли не все смыслы мира. Двухъярусностью, где наверху, на галерее – статусная жизнь «именных» персонажей, а внизу – место для черни вроде фигляров на балу и для каморки Германа в казарме (художник-постановщик Александр Боровский, возобновление Екатерины Фроловой). Двухцветностью, где Графиня является то черной каргой, то ослепительно-белой Венерой Московской, Герман – то чернильным крючком-вопросом, то белесым, как червяк, восклицательным знаком на аспидном фоне (адаптация костюмов Татьяны Артамоновой).

Роль Германа – убедительная работа московско-петербургского певца Ивана Гынгазова

А еще светом можно вмиг превратить толпу в картонный театр теней, где только главные герои остаются рельефными фигурами. А еще – подсветить их не в лоб, а, допустим, снизу, как в знаменитом квинтете из первого действия «Мне страшно», что мгновенно превращает группу людей в синклит участников тайного зловещего дела.

Не все найдено одинаково удачно. Например, очень точный психологический штрих: Лиза, спровадив во второй картине назойливую бабушку (уходя, эффектно маякнувшую своей гигантской тенью на стене), едва ли не бегом возвращается к Герману с явным желанием обнять загипнотизировавшего ее любовника и лишь в последний миг останавливается – ведь это их первое свидание один на один, да еще и совершенно незаконное, поскольку полубезумный воздыхатель забрался в ее комнату, словно грабитель, через балкон! А какая снайперская находка – проекция тени Германа, во время антракта перед центральной, четвертой картиной поднимающей по бесконечным лестницам в спальню Графини, с которой главному герою «не разойтись без встречи роковой».

Но вот музыку этой картины Валерий Владимирович вместе с большинством других постановщиков «Пиковой дамы» почему-то слушал не слишком внимательно. Хотя в ней все расписано, с моей точки зрения, совершенно однозначно: и то, как Герман опасливо, с остановками, на «теме трех карт» подходит к Графине из своего укрытия; и как вместе с грянувшими вдруг струнными (фраза из первой картины «Я имени ее не знаю») та застывает от неожиданности, и как под патетические тромбоны пытается встать в возмущении, под тремоло-фибрилляцию деревянных духовых падает в кресло – и тихое, но резкое стаккато тех же тромбонов навсегда останавливает ее ветхое сердце. Вместо этого – старая, уж не помню кем пущенная фантазия, будто Графиня принимает ночного гостя за одного из героев ее грез-воспоминаний и чуть ли не вальсировать с ним готова, пока он не достает злосчастный пистолет… Кокетство совсем не в духе сюжета, тем более в трактовке его Чайковским!

Зато уважение к Петру Ильичу проявила музыкальная команда театра, поставив на главные роли великолепного тенора и актера из Большого, Мариинки и «Геликон-оперы» Ивана Гынгазова, обладательницу выразительного сопрано и эффектной внешности Екатерину Ясинскую (ей бы только верхний регистр подтянуть и подчистить), «сладкого» блондина-баритона Константина Сучкова (Томский)… Примечательно, что двое последних – именно нижегородские солисты, равно как и убедительная Полина – Дарья Телятникова (лишь самый первый свой романс-дуэт с Лизой ей стоит подучить, точно так же как партию рояля в нем, совсем, кстати, несложную – пианистке, в программке не названной).

Екатерина Ясинская и Дарья Телятникова в ролях Лизы и Полины (третья и четвертая справа) были среди тех, кто достойно представил нижегородскую оперную школу

Не могу пока сказать, что сильно украсил нижегородский состав Тигрий Бажакин – претензия не к его баритону, вполне качественному, а к прямолинейности актерской подачи, в которой еще совсем не прочувствована переживаемая Елецким драма, ничуть не менее тяжелая, чем у Германа и Лизы. Зато неотразима в маленькой, но колоритно-задиристой роли Гувернантки еще одна нижегородская певица – Татьяна Гарькушова. То же самое касается очаровательных солистов интермедии «Искренность пастушки» Татьяны Иващенко (Прилепа) и вновь являющихся в ролях Миловзора и Златогора Телятниковой и Сучкова.

Отдельный поклон – гостье из Пермской оперы Наталии Лясковой. Это совсем не тот случай, когда на партию Графини «ссылают» состарившихся голосом меццо-сопрано: ее героиня и грозна, и вздорна, и сомнамбулична – но во всех этих интонациях ярко звучна. А статна, как только и полагается Венере Московской, о какой бы поре ее жизни ни шла речь.

Наконец, оркестр. Здесь, догадываюсь, совсем недавно назначенного музыкального руководителя театра Дмитрия Синьковского ждал особенно трудный экзамен – ведь до того со своим московским коллективом La voce strumentale Дмитрий исполнял в основном музыку барокко, в которой даже сам иногда пел контратенором! Этот опыт пришелся кстати в той самой «Искренности пастушки». Что же до основного корпуса музыки Чайковского, здесь мне порой не хватало тембровой и эмоциональной насыщенности оркестрового звука – например, во вступлении. А там, где без децибелов было совсем не обойтись, инструменты переходили на грохот, как, допустим, в сцене грозы, из-за чего страстный монолог Германа «Она моею будет» почти пропал для слуха.

С другой стороны, тот самый квинтет «Мне страшно» и другие ансамбли оперы предстали настолько тщательно слаженными (браво репетиторам и концертмейстерам театра!), маэстозо финала третьей картины таким эффектным, а струнные в предсмертном бреду Германа столь трепетными, что я уверен – через не очень большое время спектакль ярко заиграет всеми своими красками, в первую очередь музыкальными.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5205
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 4535
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...