Однако в российской прессе появились скептические суждения, ставящие под сомнение объективность отбора произведений. Так, художник и скульптор Михаил Шемякин заявил в печати, что, по-видимому, программу составляли "люди, которые в этом не разбираются", и в результате представленное там современное искусство "на 99 процентов фальсификация, искажение настоящей исторической картины". "Труд" обратился за разъяснением к куратору выставки Лидии ИОВЛЕВОЙ, первому заместителю гендиректора Государственной Третьяковской галереи.
- Лидия Ивановна, как готовился этот впечатляющий проект?
- На примере шедевров представить грандиозную панораму русского искусства - эту идею предложил два года назад директор Музея Гуггенхайма Томас Кренц, большой поклонник России. И наш Минкульт ее поддержал. В окончательный список попало более 250 работ. Среди них два десятка икон, в том числе лучший список 1514 года с Владимирской Богоматери, первый раз покинувший иконостас Успенского собора Московского Кремля. Некоторые СМИ ошибочно сообщили, что там есть и "Троица" Андрея Рублева. Однако эта икона никогда не покидала пределов России. Эрмитаж представил шедевры из коллекций Петра I, Екатерины II, Николая I, а также московских купцов Ивана Морозова, Сергея Щукина и Павла Третьякова. Из наследия XVIII века показаны академическая скульптура и крупнейшие портретисты Вишняков, Рокотов, Левицкий, Боровиковский... XIX век: "Лето" Венецианова, "Сватовство майора" Федотова (вариант из Русского музея), Александр Иванов, Кипренский, "Девятый вал" Айвазовского, Брюллов, "Бурлаки на Волге" Репина, "Рожь" Шишкина, единственный прижизненный портрет Федора Достоевского работы Перова, Ге, пейзажи Васильева, "Взятие снежного городка" Сурикова, Куинджи, Левитан, "Московский дворик" Поленова (вариант из Русского музея), Нестеров, "Сирень" Врубеля... Широко представлен русский авангард и советское искусство. При всей хрестоматийности полотен они крайне редко объединялись в одну экспозицию, а многие вообще впервые покинули пределы России.
- Как отбирали произведения современного искусства?
- Это была самая сложная и противоречивая часть работы. Мы - пятеро российских и трое американских кураторов - долго спорили и вот на чем сошлись. Если мы хотим показать американцам, в сущности, мало что знающим о далекой России, величие и богатство ее культуры, то выставку надо строить только на безусловных шедеврах, которые к тому же являются знаковыми для нашей страны. При недостатке места работы многих известных современных художников не были включены в экспозицию.
- Говорят, Зураб Церетели пытался повлиять на ваш выбор...
- С современными художниками всегда проблемы - они все хотят попасть в историю при жизни. Мы им сочувствуем, но показать всех практически невозможно. В этот раз на нас никто никакого давления не оказывал. К обсуждению окончательного списка привлекались только сотрудники российских музеев, хранители. Да еще реставраторы - они давали заключение, выдержат ли дальнюю перевозку те или иные шедевры. По этой причине многие уникальные вещи в Нью-Йорк не поехали. Кстати, Церетели был на открытии выставки, и я не заметила особого недовольства с его стороны.
- А картины Александра Шилова и Ильи Глазунова по каким соображениям отвергли?
- Их кандидатуры не обсуждались. В современном искусстве это особое направление, требующее, вероятно, отдельной экспозиции, под которую просто нет места. И без того Музей Гуггенхайма полностью занят нашей выставкой, все его "родные" экспонаты спрятаны в запасники. Оставлены только два небольших зала Кандинского и Шагала, которые удачно дополняют русскую тему. Замечу, что само здание музея, спроектированное Ллойдом-Райтом в виде спирали, со стороны смотрится необычайно эффектно и красиво, но для экспозиции оно не очень удобно: стены вогнутые, потолки низкие. Нанятые американцами французские дизайнеры вполне удачно распределили разделы выставки в пространстве. А мы, российские кураторы, уже непосредственно размещали произведения по местам. Задача состояла в том, чтобы, не нарушив логику развития русского искусства, подобрать каждому художнику свой закуток и установить особое освещение. Экспозиция получилась очень красивой. Вот что написала обычно сдержанная "Нью-Йорк таймс": "Выставка "Россия!" честно заслужила не один, а три восклицательных знака, не прибегнув, что удивительно, к показу ни одной работы Фаберже, не говоря уже о яйцах".
- В какую сумму оценена вся экспозиция?
- Затрудняюсь назвать точные цифры, речь идет о сотнях миллионов долларов. Большая часть картин застрахована государственной гарантией. То есть США взяли на себя обязательство, если не приведи Бог что-либо случится, выплатить полную стоимость. Остальное застраховано обычным путем.
- Предположительно, какие средства заработают участники и устроители выставки за четыре месяца ее работы?
- Это коммерческая тайна. Но, уверяю вас, деньги очень неплохие. Особенно ощутимы они будут для крупных экспонентов - Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея. Внакладе не останутся даже те музеи и частные коллекционеры, которые представили по одной или две картины.