После двухдневного молчания центризбирком признал в кратком заявлении лидерство Коштуницы в первом туре голосования. За кандидата от оппозиции высказались 48 процентов избирателей, в то время как нынешний глава государства Слободан Милошевич сумел заручиться поддержкой 40 процентов. Для окончательного выявления победителя понадобится второй тур, который должен состояться 8 октября. На многочисленные вопросы, которыми журналисты незамедлительно атаковали избирком, официальные лица невозмутимо ответили, что окончательные итоги голосования будут обнародованы в сроки, предписанные конституцией. А основной закон допускает возможность объявления результатов через 24 часа после того, как окружные комиссии обработают свои протоколы, на что им отводится трое суток. Таким образом, центральная избирательная комиссия имеет легитимное право молчать до четверга, подогревая при этом, правда, подозрения оппозиционеров в том, что члены комиссии "выдумывают новые правила арифметики".
В избирательном штабе оппозиции (ДОС) категорически отвергают необходимость проведения второго тура президентских выборов, который Коштуница в ночном заявлении для прессы назвал "оскорблением для избирателей" и "политическим обманом". Кандидат ДОС принимает поздравления со всего света, уверенный в том, что он преодолел 50-процентную планку и опередил Слободана Милошевича не на 8, а чуть ли не на все 20 процентов. Лидер демпартии Зоран Джинджич - главный менеджер избирательной кампании ДОС - призвал югославское руководство "стиснуть зубы и признать наконец окончательное поражение на выборах".
Оппозиция не намерена бездоказательно принимать сомнительные, с ее точки зрения, сведения центризбиркома, а затребовать для проверки протоколы с избирательных участков. Комментируя разительные противоречия между официальными сведениями и данными, поступившими в распоряжение штаба ДОС, Джинджич сказал, что у Коштуницы было отнято около 400 тысяч голосов, а Милошевичу добавлено 200 тысяч. В случае необходимости оппозиция намерена вывести на улицы своих сторонников, как это она уже делала ранее, защищая свои голоса на коммунальных выборах в 1996 году.
С точки зрения социалистов, положение не так уж и плохо: левый блок победил на парламентских выборах и получил право на формирование собственного правительства. Кроме того, полномочия югославского президента, согласно конституции, ограничены представительскими функциями, а исполнительная власть, если ее возглавят левые силы, вовсе не обязана прислушиваться к любому указанию президента.
Правда, социалисты получили болезненный щелчок по самолюбию в результате успеха оппозиции на коммунальном уровне, особенно в крупных городах, где сторонники ДОС сумели получить абсолютное большинство мест в городских собраниях. А в югославской столице блок Коштуницы отобрал власть у бывшего непререкаемого вождя сербской оппозиции Вука Драшковича. Возглавляемое им Сербское движение обновления после долгих колебаний вышло на выборы самостоятельно и совершило тем самым, по собственному признанию Драшковича, самую крупную ошибку, ценой которой стала утрата лидирующей позиции в сербском демократическом лагере. После двух покушений на его жизнь психологически надломленный Драшкович провел всю предвыборную кампанию в безопасном месте - на своей летней даче в Черногории, на берегу Адриатического моря, откуда вяло руководил партийными делами.
Несмотря на повышенную политическую температуру, Белград в эти дни жил мирно, хотя накопившаяся за предвыборные недели внутренняя напряженность и политическая нетерпимость готовы в любой момент вырваться наружу вспышками гнева.