
«Первый» завершил показ сериала «В созвездии Стрельца». Он снят пять лет назад, выйти должен был в 2018-м, в год московского мундиаля. Видимо, для того, чтобы в нужный момент напомнить россиянам об их славном футбольном прошлом с победой на Олимпиаде. Но тогда премьеры не случилось. Почему? А черт его знает. Но, в принципе, может, оно и к лучшему...
Люди старшего поколения хорошо помнят частушку: «Есть обычай на Руси ночью слушать Би-би-си». С тех же времен среди советских интеллигентов повелась и еще одна забава: гадать, почему тот или иной фильм «лег на полку» или вышел ограниченным экраном. К числу последних можно отнести, например, «Осень» Андрея Смирнова. Народ недоумевал: и чего в нем такого крамольного? А-а-а, видимо, начальство сочло некоторые любовные сцены слишком откровенными. Как бы то ни было, картину увидели немногие, а самого режиссера надолго отлучили от работы.
Указанное развлечение просвещенных зрителей времен застоя дожило до наших дней. Только теперь перечень предполагаемых причин для «репрессий» расширился. Идеологические запреты, увы, никуда не делись («Смерть Сталина», «Борат»...). Но теперь все чаще называются причины финансового и юридического характера. То инвесторы не сошлись с продюсерами, то кто-нибудь в правах отказал. Такую практику освоили, скажем, родственники знаменитостей, о которых киношники ваяют байопики.
В случае же со «Стрельцом», потомки которого дали согласие на проект, можно выдвинуть совсем уж дурацкую версию отсрочки. В центре сюжета сериала не просто судьба легендарного игрока, а именно та ее часть, когда нападающий сборной страны был обвинен в изнасиловании и осужден на длительный срок. Вокруг уголовного процесса над любимцем болельщиков, сравнивающих его с Пеле, случилась тогда настоящая буря. И если одни пытались заступиться за главную надежду советского футбола, то другие остервенело требовали от самого гуманного суда в мире наказать «зазнавшуюся сволочь», чтобы другим неповадно было. Такие противостояния случаются довольно регулярно. Ажиотаж вокруг Ефремова тому свидетельство.
А два года назад (то есть в том же 2018-м, когда планировалась премьера) случилась история с Кокориным и Мамаевым. И как ни крути, аналогии волей-неволей возникли бы. Все бы ничего, но в дело Стрельцова оказались втянуты первые лица страны — от глав КГБ и МВД до генсека Хрущева. И уж если речь зашла об аналогиях, то не родилась ли бы после просмотра «Стрельца» в шальных головах отдельных россиян мысль, что и вопрос с их современниками-дебоширами тоже будут решать в Кремле?! А ведь те, давние вершители судеб — и сам Никита Сергеевич, и его челядь — показаны в сериале самодурами, ни в грош не ставящими судьбу человека... К слову, каждый раз, когда в ретрофильмах советские руководители изображены исключительно мерзавцами, удивляешься, почему столь многие вспоминают те времена с теплотой?
Что касается сериала, вполне добротный сценарий и несколько актерских удач снискали ему заслуженное внимание аудитории. И что самое удивительное, среди людей, оставивших на сетевых ресурсах обширные отзывы, оказалось немало тех, кто был непосредственным свидетелем футбольных баталий 60-летней давности. Они очень живо обсуждают состав тогдашнего «Торпедо». Пеняют авторам за бессовестные ляпы (ну типа того, что СССР играл не с ГДР, как о том говорят герои, а с объединенной сборной двух Германий) и вспоминают, что тогда писали о Стрельцове в «Правде». Выходит, курилки не только живы, но и чувствуют себя в интернете вполне комфортно!
А весьма вероятно, именно из-за опасений, что таких людей не осталось, авторы и сняли сериал не о футболе. Он начинается со сцены ареста главного героя прямо на тренировке сборной. Сразу становится понятным, что именно несправедливое обвинение, суд, лагерь и есть главная составляющая драматургии проекта. Так оно и оказывается. Из восьми серий только в первых двух нет этой темы.
Самый же популярный в мире вид спорта здесь присутствует лишь фоном, на котором разворачивается личная жизнь героя. Нет даже попытки представить его во всей красе. Как ни относись к «Легенде № 17» или «Движению вверх», но их создатели расстарались, чтобы даже те уникумы, что в жизни не посмотрели ни одного хоккейного или баскетбольного матча, благодаря монтажу и компьютерной графике на несколько минут прониклись атмосферой безумствующих трибун.
Здесь же футбол неяркий и большею частью показан не непосредственно на поле, а лишь присутствует на полуслепых экранах черно-белых телевизоров в интерьерах декораций и в радиорепортажах, звучащих из ламповых приемников. Может, матчи тогда были не такими острыми и динамичными? Скорости не те? Ну-ну. Попробуйте убедить в этом зрителей, что видели Стрельцова в игре и теперь делятся впечатлениями от увиденного. Они объяснят вам, в чем разница между Эдиком, купившим себе «Победу» (а она тогда стоила примерно два средних годовых оклада) и Александром, который сейчас в «Спартаке» зарабатывает в год 3 млн евро.
Ну и последнее. Имя Смирнова было упомянуто не всуе. Показ «Стрельца» предваряли обильной рекламой. Каждая программа «Время» завершалась большим фрагментом сериала и призывом непременно его смотреть. А в финале очередного блока серий зрителям сообщали о другой премьере — сериальной версии фильма Андрея Сергеевича «Жила-была одна баба». И тут начиналось Кино. Почему его загнали в ночь? Есть о чем подумать (см. выше).