Призрак санкций витает над Жуковским. И вроде площадь Московского международного авиационно-космического салона не сократилась. И общее количество участников по-прежнему солидно: на 28 тыс. кв.м свою продукцию представляют 600 отечественных и 156 зарубежных фирм из 30 государств, а 7 стран — Белоруссия, США, Швейцария, Бельгия, Иран, Чехия и Франция — даже выступили с собственными национальными экспозициями. Но только при ближайшем рассмотрении понимаешь: значительная часть разноцветного муравейника «МАКС-2015» принадлежит мелкорозничной торговле.
Как и раньше, пеших визитеров в дни массовых посещений с 28 по 30 августа на авиасалон доставят бесплатные шаттлы от платформ «Отдых» и «42-й километр», а автолюбителей — автобусы от бесплатной парковки в аэропорту Быково.Главное отличие от прежних лет – отдельные входы для обладателей электронных билетов (таковым обязательно придется захватить с собой паспорт!) Кроме того, в пятницу на МАКСе можно бесплатно побывать студентам дневных отделений (правда, прежде требуется пройти регистрацию на сайте авиасалона — фактически оформить безденежный электронный билет). Внутри сразу же сталкиваешься с изобилием сувениров и разнообразной снеди. Последнее, наверное, нелишне, тем более ценовой ассортимент фаст-фуда теперь ориентируется не только на романтиков из категории рокфеллеров и ротшильдов.
«Убежден: вне зависимости от текущей международной политической конъюнктуры МАКС, как и прежде, будет служить эффективной площадкой для экспертного общения, для развития производственной кооперации и поиска новых партнеров», - заметил, открывая салон, Владимир Путин. Выводы очевидны даже неискушенным: главные международные направления авиасалона-2015 — восток и юго-восток. Традиционные западные партнеры, конечно, остаются. Однако, к примеру, анонсированная на первый день работы МАКСа летная премьера (одна из немногих!) широкофюзеляжного пассажирского судна Airbus A350XWB так и не состоялась, а в дни массовых посещений этот самолет и вовсе демонстрировать не собираются.
Вообще, в этом году среди новинок доминируют винтокрылые машины, причем главным образом отечественные. В основном они представлены холдингом «Вертолеты России», среди громких заявок которого — несколько интереснейших работ. Так, на базе Ми-24К сконструирован летающий демонстратор с принципиально новыми лопастями отечественного производства. Он снабжен небольшими крыльями (первая попытка подобного опыта после неудачной советской серийной модели Ми-6!): на нем будут отрабатывать динамические характеристики перспективного отечественного скоростного вертолета (крейсерская скорость лаборатории, по словам главного инженера проекта Якова Пущанского, вырастает с 260 до 360 км/час). Еще один Ми - «восьмерка» модернизированной военно-транспортной модификации — предстает в «арктической» версии АМТШ-ВА, адаптированной под трескучие морозы, низкую видимость (в том числе во время полярной ночи) и приглушенный радиосигнал. Тяжелый модернизированный Ми-26Т2 прилетел в виде серийного изделия (его уже поставляют алжирским Вооруженным Силам), а фирма Камова прислала две новинки: сертифицированный вариант легкого многоцелевого Ка-226Т для Министерства обороны Индии и «морской» «Аллигатор» корабельного базирования Ка-52К со складывающимися лопастями...
Секретарша вместо штурмана
Впрочем, кто будет искать самолетные новации, тот найдет их. Как говорится, места знать надо. Корреспондент «Труда» сбился с ног, прежде чем обнаружил на задворках разрекламированный корпорацией «Ростех» двухмоторный самолет на воздушной подушке «Чирок» от Московского научно-исследовательского радиотехнического института. Полное наименование аппарата – тавтология только на первый взгляд. Создаваемое двумя центробежными вентиляторами воздушное «шасси» избыточным давлением всего лишь в 1,2% атмосферы позволяет взлетать и садиться хоть с озера, хоть с болота, хоть с перекопанного танкодрома или картофельного поля. В опытном образце оборудованы места для пилота и пары пассажиров, хотя разработчик не скрывает: делается машина с прицелом на тяжелый беспилотник военной разведки или на модуль радиоэлектронной борьбы с противником.
А вот главный конструктор Производственно-конструкторской компании «Технорегион» Сергей Борисенко пригнал своим ходом из Краснодарского края собственную разработку — моноплан ТР-301.Он неуловимо напоминает старичка АН-2 — только без второй пары крыльев. Так, оно, собственно, есть. Впрочем, это отнюдь не первая попытка реинкарнации заслуженного ветерана советской гражданской авиации. Спрашивается — зачем еще одна?
Обе российские и украинская версия осовремененного «кукурузника» предполагают турбореактивный двигатель, - рассказывает Сергей Георгиевич. - Цена машины получается под 80 миллионов рублей. А мы поставили доработанный под 95-й бензин традиционный двигатель — и цена сразу упала на порядок. Кроме лишних крыльев, «ликвидирован» второй пилот – тоже не случайно. С современными авионикой, автопилотом и средствами связи сегодня он превращается в штурмана. Мы в региональной авиакомпании как никто другой знаем: это лишние траты! Но инспекторы повадились штрафовать за отсутствие второго летчика. В итоге дешевле оказалось сертифицировать новый самолет. Он уже летает, а здесь мы представляем бизнес-исполнение пассажирского салона - с биотуалетом, баром и холодильником.
Мода на ретро
Трогательный «Чижик» компании «Русские Авиашоу» смотрится ископаемым мамонтенком – особенно на фоне легендарного пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144, с которым он соседствует в статической экспозиции. Но это тоже легенда: полноразмерная копия одного из самых массовых самолетов дофюзеляжной эры – «Фармана-IV», построенного великим конструктором Анри Фарманом в 1909 году. Простой как три копейки аэроплан фактически представляет собой обшитое поролоном крыло и деревянную ферму с проволочными растяжками. Именно на таком, кстати, учился летать Михаил Громов.
- Идея воссоздать машину пришла в голову преподавателю петербургского университета Георгию Гали, - рассказывает реконструктор авиатехники Илья Деев. – Пятнадцать лет он сидел в архивах, переписывался с зарубежными коллегами. Первую машину собрали в Петербурге два года назад к столетию ВВС России, и она осела в Музее артиллерии. Вторую сделали здесь, в Жуковском. Ткань, правда, современная. Самую близкую по характеристикам нашли в Англии…
- Впечатление потрясающее: как будто сидишь верхом на ансамбле из растяжек и досочек, - признается пилот-любитель Валерий Виноградов, буквально накануне открытия салона оторвавший «Чижик» от земли. – Но полетел мягко, плавно и упруго…
В летной программе любителям ретро тоже будет чем восхититься. Один из «гвоздей» - небесный дуэт истребителей, между которыми – четыре авиапоколения и 75 лет: Миг-35 и только что отреставрированный МиГ-3. А самая захватывающая премьера в шоу-программе – пилотажная группа на Як-130 «Крылья Тавриды», созданная в прошлом году и базирующаяся в Борисоглебске (Воронежская обл.).
Будущее рождается сегодня
Авиамашины на МАКСе не только представляются почтенной публике, но и в каком-то смысле рождаются. Свои стенды здесь оборудовали и предприятия смежных отраслей.
«Мы привезли детали, которые появятся у тех самолётов, что сегодня только разрабатываются», - говорит коммерческий директор Арзамасского приборостроительного завода (АПЗ) им. П.И. Пландина Алексей Рощин.
На витрине стенда Ассоциации военно-промышленных компаний, в которую АПЗ вошел в нынешнем году, динамически настраиваемый гироскоп размером с футляр для фотоплёнки, весьма компактный рулевой привод, шариковинтовая передача. Всё это – собственные разработки предприятия, значительно превосходящие по разным параметрам существующие аналоги. Конструкторы и авиастроители внимательно рассматривают такие образцы, расспрашивают представителей предприятий, даже заключают предварительные соглашения о поставках.
Зоркий «Глаз» КБ-1
Замечательную разработку представило на авиасалоне МАКС-2015 в Жуковском АО «Конструкторское бюро - 1» (входит в Ассоциацию ВПК, основанную Игорем Ашурбейли). Речь идет о летающем (не летательном!) аппарате под говорящим названием «Глаз». Конструкторы определяют его как «индивидуальную систему оперативной рекогносцировки».
Внешне «Глаз» выглядит скромно. Это трубка длиной 30 см (со школьную линейку) и диаметром 5 см.Однако возможности у «трубки» поистине изумительные.
Использоваться она будет в тех случаях, когда необходимо осмотреть труднодоступную или опасную местность. После запуска «Глаз» взлетает на высоту свыше 250 м и, медленно снижаясь, проводит видеосъемку местности внизу. «Глаз» осматривает и снимает в формате Full HD местность примерной площадью 700х700 м. Оператор наблюдает все это «глазами «Глаза» в режиме реального времени. Подробнее изучить осматриваемую местность можно просмотрев запись. В качестве приёмного устройства используется любой ноутбук, планшет или смартфон, на котором установлено программное обеспечение для работы с «Глазом». Мощная антенна позволяет связываться с летающим устройством по WiFi.
«Глаз» – устройство одноразовое, но это не бог весть какая беда: себестоимость его при промышленном производстве измеряется одной цифрой только с тремя нулями. Простота и дешевизна устройства делают его великолепной заменой, например, беспилотникам с видеокамерами, на обслуживание которых нужна целая бригада, не говоря уж о вертолетах, полеты которых обходятся бюджету очень дорого. Разработка уже вызвала интерес сразу нескольких ведомств.
МЧС нуждается в оперативных съемках с воздуха по многим причинам. Поисковые экспедиции, лесные пожары и много других ситуаций, где необходимо заглянуть за пределы прямой видимости.
Выяснилось, что «Глаз» может быть полезен и атомщикам: если камеру на нем заменить на индикатор радиоактивности, можно без риска получить карту радиационного заражения местности.
Военные медики также нашли возможное применение устройству: поставив на него тепловизор, можно без риска для разведчиков найти на поле боя раненых бойцов.
Нет сомнений, что есть и множество других вариантов применения простого, легкого и дешевого устройства, уверен один из разработчиков «Глаза» - сотрудник КБ-1.На данный момент полностью готов рабочий прототип, и заключение реальных контрактов со службами МЧС и Минобороны – наверняка дело ближайшего будущего.
Что еще посмотреть на МАКС-2015
МиГ 1.44 – единственный опытный летный экземпляр оказавшейся наименее везучей попытки разработать первый отечественный истребитель пятого поколения. Задуманный в КБ Микояна в далеком 1983 году и совершивший первый полет в феврале 2000-го, он в итоге уступил дорогу более прогрессивному ПАКФА (Т-50).МиГ 1.44 планировался к показу на МАКС-1995 и МАКС-1997, но оба раза демонстрации в последний момент отменяли.
«Дуглас» DC-3 – два военно-транспортных самолета, ставшие участниками проекта «Алсиб-2015» (современной реконструкции перегона самолетов из Аляски в Сибирь во время Великой Отечественной войны).
Y12F - китайский двухмоторный турбовинтовой самолет, способный перевозить 19 пассажиров – это премьерный российский показ разработки авиапрома Поднебесной.