Главная Жизнь 01:01 28 Июля 2006 182
МАТУ - МАТ?
"Чернуху", "порнуху", "половуху" мы в кино пережили. Нынче пришло время мата. Забубенного, ядреного, смачного русского мата, который вполне вольготно звучит с киноэкрана. Такой энергичной экспансии ненормативной лексики на экране не наблюдалось за всю ист
Павлючик Леонид

СО ШТЫКОМ, НО БЕЗ БРАНИ
В советское время мата, как и секса, у нас не было. Строителям коммунизма не пристало разговаривать на экране неподобающим языком. Да никому бы из создателей фильма и в голову не пришло самовыражаться таким образом - это был верный путь фильма на "полку". Так что мастера кино обходились на экране без крепких словечек - и в лучших своих фильмах при этом вполне адекватно отражали эпоху. Даже в военных лентах они умудрялись снимать самые страшные сцены без использования ненормативной лексики, хотя всем было известно, что солдаты шли в атаку со штыком и матом наперевес. Тем не менее режиссер-фронтовик Сергей Бондарчук мат в замечательном фильме "Они сражались за Родину" не использовал, а его сын Федор Бондарчук в нашумевшем фильме "9 рота" матерных словечек уже слегка подпустил. И ничего, даже президент России, посмотревший "9 роту", не был этим шокирован.
ЭТО НАЧИНАЛОСЬ ТАК
Но пионером в использовании рискованной лексики на экране был все-таки не Федор Бондарчук. У этого начинания была "пионервожатая". Впервые нецензурное слово "весомо, грубо, зримо" прозвучало с экрана в перестроечном фильме Киры Муратовой "Астенический синдром". В призрачном, выморочном мире фильма, где бродили потерявшие всякую опору в жизни люди, в финале появилась некая женщина и, внятно артикулируя произносимые слова густо накрашенными губами, послала всех и вся по одному широко известному адресу...
Шок, помню, был всеобщий. Признавая талантливость картины (позже она получила "Серебряного медведя" в Берлине), чиновники Госкино просили знаменитого режиссера вырезать спорную сцену. Кира Георгиевна от этой вивисекции наотрез отказалась, объясняя, что абсурд изображенной ею жизни можно выразить только таким сильнодействующим способом. Во всей остроте встал вопрос: запрещать или разрешать? Ее старые картины, изуродованные советской цензурой, только что сняли с "полки" - и что же, новую ленту - снова на "полку"? В итоге "Астенический синдром" выпустили на экраны ограниченным тиражом. Так что крамольную ленту мало кто увидел, состоявшуюся матерную революцию, соответственно, толком не заметили и не оценили...
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫБРОСИШЬ
Тем не менее русло для матерной лексики на экране было проложено, и мастера кино ринулись его последовательно расширять. Право экспрессивных словечек на экране сначала прочно утвердили за собой документалисты, насыщая фильмы разговорной речью реальных персонажей, - мол, из песни слова не выбросишь. Основанный на документалистике прием использовал несколько лет назад и автор фильма "Старухи" Геннадий Сидоров, искусно вмонтировав настоящих деревенских бабок в стихию игрового сюжета. Помимо ярких характеров, гуманистической мысли, многих неожиданно подкупило в ленте и то, что героини "Старух" говорили на экране так, как они говорят в жизни. Бабки сыпали матерными словечками и оборотами с такой же природной естественностью, с какой, к примеру, корова жует траву. В итоге - Гран-при фестиваля "Кинотавр"-2002, где лента произвела подлинный фурор.
И все же это было кино "не для всех". И документальные ленты, и псевдодокументальные "Старухи", равно как и последовавший за ними скандальный фильм "4" Ильи Хржановского, где матом не ругались, а матом изъяснялись, не претендовали на широкий прокат. Их аудитория ограничивалась, по сути, покупателями видеокассет, которые смотрели ленты дома, не испытывая неловкости от забористых фраз перед соседями по кинозалу. Другое дело - взрыв матерщины в кино именно сейчас, когда оживает прокат, когда удачная лента способна собрать уже миллионы зрителей. Как быть с крепким словцом на экране в этой ситуации?
Свидетельствую: на последнем "Кинотавре" по экрану пронесся буквально ураган нецензурной лексики. В каждой второй ленте персонажи изъяснялись с учетом всего богатства (в том числе и непечатного) великого и могучего русского языка. Когда матерная лексика впервые прозвучала в фильме "Изображая жертву", зал заметно оживился. Когда мат привычной скороговоркой зазвучал в лентах "Свободное плавание", "Живой", "Эйфория", "Точка" (иногда к месту, чаще нет) - зал насторожился. Когда матерная лексика возникла в пятый, десятый раз, особенно в короткометражных фильмах дебютантов, - зал заволновался. А случайно забредшие на просмотр простые зрители, хватая детей в охапку, бежали от экрана, как Мопассан от Эйфелевой башни...
ЭКРАН И ПОДВОРОТНЯ
На фестивальных "круглых столах" завязались ожесточенные дискуссии. Общественное мнение раскололось. "Экран заговорил языком улицы", - формулировали свою точку зрения одни. Достаточно выйти из кинотеатра, чтобы услышать еще не такие словесные упражнения. Так что не надо, мол, лицемерить - кино всего лишь отражает реальность.
Между произведением искусства и улицей должна быть дистанция. Когда матерное слово звучит в подворотне - это одно. Когда звучит с экрана, обращенного к миллионам зрителей, оно отзывается поистине разрушительной силой. Кино диктует модели, стереотипы поведения. Значит, во имя подрастающего поколения художники должны сознательно ограничивать свободу самовыражения. На этом твердо настаивали другие.
Нечего уповать на сознательность несознательных художников, которые ради успеха готовы на все. Должны быть серьезные ограничения в прокате для любителей крепких словечек, утверждали третьи. Государство обязано употребить всю мощь своего авторитета, чтобы не допустить похабщины на экране, иначе будут разрушены духовные основы нации.
ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ
Что касается запретительных, карательных мер, то они сегодня работают в той мере, в какой это прописано нашим несовершенным законодательством. Специальных законов по поводу нецензурной лексики в кино нет, но, к слову, никто не отменял действующих законов об оскорблении общественной нравственности. Так что любой гражданин в принципе может подать на создателей "матерного" фильма в суд, посчитав себя оскорбленным. Но совсем не факт, что выиграет его. В условиях отсутствия четких правовых норм, а также повсеместно звучащей брани, в том числе и в думских коридорах, рассчитывать на викторию над экранной матерщиной наивно. Тем более что она звучит чаще всего в талантливых фильмах, которые буквально выгрызают друг у друга кинофестивали.
В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (ФАКК), которое проводит государственную политику в кино, борются с матерной лексикой на экране тем, что в прокатных удостоверениях ставят фильмам возрастные ограничения - как правило, от 16 и от 18 лет. И это на сегодня единственный инструмент, с помощью которого можно демократическими, а не цензорскими методами как-то влиять на ситуацию. Другое дело, что влияют они, как мне кажется, слишком уж застенчиво и робко: ни одной ленты, которой поставили бы гриф "от 18 лет", ответственный чиновник этого ведомства Юрий Васючков припомнить так и не смог. Хотя кандидаты на эту роль, как мне кажется, имеются...
Например, упоминавшийся мною фильм "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова, только что победивший на "Кинотавре", содержит длинную, очень смешную и, представьте, содержательную сцену с матерной лексикой. Там герой в наболелом отчаянии целых десять минут кроет семиэтажным матом убогое несовершенство нашей жизни, перескакивая с проблем преступности на родных футболистов, которые... И дальше идет непечатный текст. Уверен: не будет этой сцены - не будет и фильма. И все же...
"Изображая жертву" идет нынче в московских кинотеатрах с надписью у касс: "ограничения до 16 лет, в фильме содержится ненормативная лексика". Вроде бы все сделано вполне грамотно и демократично, как "во всем цивилизованном мире". Но, во-первых, я ни разу не видел, чтобы в кассе кинотеатра у какого-нибудь не до конца половозрелого юнца хоть раз попросили паспорт. И, во-вторых, "Изображая жертву" - кино с непростой образной структурой, с героем-перевертышем - этаким Гамлетом наоборот. При том что фильм реально способен собрать миллионы зрителей, адекватно воспримут его немногие. И это точно будут не 16-летние подростки, для которых экран, при всех изощренных художественных достоинствах фильма, станет просто школой матерщины. Проблема...
САМ СЕБЕ ЦЕНЗОР
Проблемой является и то, что продюсер западного фильма сам заинтересован в том, чтобы в ленте не было брани и других рискованных сцен: получив ограничения в прокате, он моментально потеряет огромную часть тинейджерской аудитории, а значит, и понесет финансовые потери. Так что там продюсер - сам себе лучший цензор. Он чутко стреноживает эротические и лексические фантазии режиссеров. У нас рыночные механизмы в кино еще действуют слабо. Отрасль по-прежнему во многом финансируется государством, продюсеры, беря деньги на фильм у того же ФАККа, своими сбережениями не рискуют. Не отсюда ли и словесная вольница на экране, и "обнаженка", и другие рискованные сцены, глядя на которые, иные впечатлительные зрители готовы посылать творцов куда подальше - примерно теми же непечатными словами, что сегодня привычно звучат с экрана. Как уверяют социологи, около 80 процентов россиян считают употребление мата в произведениях искусства недопустимым проявлением распущенности. И примерно такой же процент наших граждан замечательно матерится в быту...
Противоречие, однако, получается. Удастся ли его когда-нибудь преодолеть? И поставить мату - мат. И на экране и в жизни?
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МАТУ НА ЭКРАНЕ?
Владимир ХОТИНЕНКО, кинорежиссер, народный артист России:
- Мат на экране меня сегодня крайне напрягает. Уважая русский язык, язык Александра Сергеевича Пушкина, который, как известно, в жизни "выражался", совсем не обязательно тащить рискованную лексику в кино. На мой вкус, произнести бранное слово с экрана - все равно что, извините, пукнуть в компании. Кто-то скажет, что это естественное физиологическое отправление. Но лучше от таких проявлений в обществе все-таки сдерживаться.
Кирилл РАЗЛОГОВ, директор Института культурологии, профессор:
- К мату на экране отношусь нормально. Это часть бытовой лексики, и она имеет право звучать с экрана. Мат сегодня нередко становится радикальным элементом эстетического решения фильма, частью художественной формы. Кроме того, с помощью нецензурной лексики авторы фильма нередко выражают неприятие окружающей действительности, а то и ее категорическое отрицание.
ОТ РЕДАКЦИИ. В ближайших номерах мы продолжим тему. Так, свое мнение по затронутой проблеме согласились высказать руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, ряд авторитетных деятелей экрана. Ждем писем и от зрителей.

Жизнь 00:01 / 21 Марта 2025 14923
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Нам, похоже, скучно жить без приключений. Иначе чем объяснить появление сообщений, от которых мурашки по коже? Остается пожелать всем любителям острых ощущений, чтобы все в конце концов заканчивалось хорошо, без потерь и потрясений....

Жизнь 02:01 / 21 Марта 2025 9585
Земляк в иллюминаторе

60 лет назад Алексей Леонов совершил исторический выход в открытый космос. А дома его ждали родные люди...

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
Этот мурал с 2018 года украшает дом на улице Космонавта Леонова в Калининграде, в котором, к слову, жил его брат –ихтиолог Борис Леонов. Фото автора

В конце 1940-х большая семья Леоновых (трех сыновей и шесть дочек вырастили Евдокия Минаевна и Архип Алексеевич) переехала из Кемерово в Калининград. Город, где прошла его юность и где на Старом кладбище упокоились родители, прославленный космонавт...

Все больше людей предпочитают жить одни - без супругов, без детей, без родни

Надежда Гужева
Труд
Фото: Александр Легкий, globallookpress.com

Тяга к одиночеству — мировая тенденция, особенно затрагивающая развитые страны. Ученые называют это скучным термином «домохозяйства, состоящие из одного человека». И Россия тоже в тренде. Как отмечает...

В разных частях России разгораются скандалы с одарением жилищными сертификатами новоиспеченных россиян

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Случаи невиданной щедрости за бюджетный счет по отношению к не так давно прибывшим к нам из стран ближнего зарубежья гражданам далеко не частные, таких примеров все больше. Но федеральная власть на возмущенные...

Жизнь 20:01 / 15 Марта 2025 5084
Последняя колонка

83% россиян сталкиваются с семейными трудностями - опрос

Труд
Фото: Drazen Zigic, ru.freepik.com

Ловись, рыбка большая Во Всероссийском НИИ рыбного хозяйства и океанографии вывели карпа с геномом белка, который ускоряет процесс набора веса. Генетики рассчитывают научиться выращивать рыбу, которая будет как минимум на четверть...

80 лет назад Советская армия пошла на штурм столицы прусского логова

Владислав Ржевский, Калининград
Труд
В Кенигсберге враг обещал «устроить русским немецкий Сталинград». Но город продержался всего четыре дня. Фото: Scherl/globallookpress.com

В ходе Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945-го, уже через две недели Красная армия дошла до Кенигсберга. А 29 января город был окружен. Однако стремительный 100-километровый бросок дался дорогой ценой....

Жизнь 20:01 / 22 Марта 2025 4455
Последняя колонка

В Перми стали реже разводиться… или чаще вступать в брак

Труд
Фото: © Aleksey Smyshlyaev, globallookpress.com

Пермская аномалия или великий почин? Обнадеживающая новость: в Пермском крае в наступившем году число заключенных браков значительно превышает количество расторгнутых. В январе — феврале свадьбу отпраздновали 1907...

Жизнь 00:03 / 21 Марта 2025 4332
В этой роще березовой…

Городские власти Санкт-Петербурга собираются закатать в бетон еще один парк

Ирина Смирнова
Труд
Петербуржцы не хотят увидеть свою рощу такой... Фото: © Ilya Moskovets, globallookpress.com

Пикник на пляже, включающий угощение чечевичной похлебкой, весенний сбор мусора, а также запись видеообращения к губернатору Петербурга Александру Беглову и премьеру Михаилу Мишустину, — так отметили минувшее воскресенье,...

Жизнь 00:01 / 28 Марта 2025 4222
О собаках и людях

Хороших решений проблемы бродячих собак пока не найдено

Александр Киденис
Труд
Фото: © Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Всего месяц радовала благовещенских жителей и гостей города лебединая пара, выпущенная биологами в Ивановское озеро. Потом белоснежную лебедушку растерзали бродячие собаки, и вдовец еще долго рассекал водную гладь в поисках...

Выведена формула: чем выше каблуки, тем больше хромает экономика

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Pat Lyttle, globallookpress.com

Оказывается, состояние экономики можно измерять не только скучными цифрами, отражающими уровень инфляции, ВВП и курс доллара. Найдены показатели позабавнее и поточнее. Такие, например, как индексы женских юбок и мужских галстуков —...

Жизнь 00:01 / 25 Апреля 2025 3679
Календарь: 25 апреля

80 лет назад состоялась историческая встреча на Эльбе

Труд
Старая черно-белая фотография встречи советских и американских войск 25 апреля 1945 года на мосту через Эльбу. Фото: © Rosseforp, globallookpress.com

1719 В Лондоне вышло первое издание романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». 1792 Установленное в Париже доктором Жозефом Гильотеном устройство выдержало первое испытание, отрубив голову разбойнику Николя Жаку Пеллетье....

Может, государству стоит обратить внимание на проблемы миграции?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Московская полиция наведалась в банный комплекс «Бодрость». И покинула его в компании без малого 60 мигрантов

События прошлой недели вновь ставят вопросы пребывания иностранцев в нашей стране. В минувший понедельник, 14 апреля, СМИ сообщили, что кладовщик из «Яндекс Лавки» и повар из ООО «Урюк» были...

Жизнь 00:10 / 18 Апреля 2025 3465
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Сергей Фомин, globallookpress.com

Недавно был обнародован рейтинг российских регионов по качеству жизни. В лидерах — Республика Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Самарская, Ленинградская, Калининградская, Ростовская области и Краснодарский...

Жизнь 00:02 / 21 Марта 2025 3413
Постой-ка, брат мусью!

Начались летные испытания «Суперджета» с отечественными двигателями ПД-8

Анатолий Журин
Труд
Фото из открытых источников

«Ростех» объявил о начале летных испытаний лайнера «Суперджет» с отечественными двигателями ПД-8. Он давно должен заместить поставлявшиеся из недружественной Франции SaM146, которые стоят на наших...

Жизнь 20:01 / 29 Марта 2025 3378
Последняя колонка

В одном из дворов Архангельска появился механизированный дворник

Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Непьющий дворник, причем из местных Архангельский инженер Денис Коробицын решил вопрос уборки снега возле своего многоквартирного дома. Умелец изобрел радиоуправляемую снегоуборочную машину, которая за полчаса очистила двор от сугробов....

Сделать этот выбор в XXI веке не легче, чем раньше. Хотя есть нюансы…

Марина Крючкова
Труд
Иллюстрация Мориса Вернея. Фото из открытых источников

За два месяца, прошедших с инаугурации президента Трампа, тема перемирия буквально захлестнула новостную повестку. А в последние дни, судя по опросам, вести с «полей сражения за мир» явно лидируют...