Главная Культура 00:05 28 Мая 2013 6225
Спилберг не разглядел «Красотищу»

Пока Париж протестовал против гейских браков, Канны отдали «Золотую пальму» фильму об однополой любви

Екатерина Чен, Канны

Французы, хозяева крупнейшего мирового кинофорума, каждый год надеются выиграть «Золотую пальмовую ветвь». На этот раз удалось — жюри под председательством Стивена Спилберга отдало вожделенный приз французскому фильму «Жизнь Адели» режиссера Абделатифа Кешиша.

Вручала «пальму» член жюри Ума Турман. Еще до объявления результатов, как только картину показали прессе, местные критики взахлеб превозносили достоинства картины и выставляли Кешишу наивысшие баллы. Пикантность ситуации в том, что в «Жизни Адели» речь идет об однополой любви, фильм довольно откровенно повествует об отношениях двух девушек. Пережив бурную взаимную страсть и несколько лет пожив как супруги, героини расстаются, и одна из них, Адель, никак не может смириться с тем, что все закончилось. Занятно: ровно в то время, пока в Каннах решали, кому отдать «пальму», в Париже 150 тысяч французов жарко протестовали против однополых браков.

То есть тема фильма-победителя, видимо, близка не всем. Спилберг, правда, подчеркивал, что жюри оценило прежде всего «великолепную работу трех прекрасных кинодеятелей» — режиссера и двух молодых актрис, Адель Экзаршопулос и Леа Сейду. А сам Кешиш говорит о теме фильма шире, безотносительно к полу персонажей: встреча, совместная жизнь, расставание — такое, мол, случается с какой угодно парой. Кстати, героини Кешиша тоже ходят на демонстрации — но без внятных лозунгов: политики и накала борьбы за чьи-либо конкретные права режиссер постарался избежать, ограничившись общими рассуждениями о свободе творчества и самовыражения.

Новоиспеченный лауреат больше всего известен нашим поклонникам кино по драме о магрибских иммигрантах «Кускус и барабулька». И та среда была автору ощутимо ближе, чем теперешняя попытка проникнуть во внутренний мир двух чувственных барышень. Уж слишком много тут любования картинными позами девушек, особенно в эротических сценах. Впрочем, многим поклонникам «Жизни Адели» эта живописность как раз и приглянулась. Режиссер признался, что задумывается о продолжении — хотя некоторые зрители с трудом высидели и нынешнюю трехчасовую картину.

Второй по значению (после «Золотой пальмы») приз Каннского фестиваля, называемый здесь Гран-при, жюри присудило братьям Коэн за ленту «Внутри Льюина Дэвиса». Это меланхолическая история о фолк-музыканте 1960-х годов, который ночует где придется, ест чем угостят, но, несмотря ни на какие жизненные невзгоды, каждый вечер готов выступать по клубам и мотаться через полстраны на прослушивание к очередному продюсеру. К несчастью для героя, Коэны ввели в сюжет линию с кошкой, за которой горе-музыканта друзья просили присмотреть. Так вот, во многих сценах кошка исполнителя главной роли явно переигрывает.

Призом за лучшую женскую роль отмечена Беренис Бежо, сыгравшая французскую жену, разводящуюся с иранским мужем, в фильме Асгара Фархади «Прошлое». Бежо знакома нам по фильму «Артист», за который она номинировалась на «Оскара». А лауреатом каннского приза за мужскую роль стал ветеран американского актерского цеха Брюс Дерн. В незатейливой, но трогательной трагикомедии Александра Пэйна «Небраска» Дерн изображает вздорного старика, который поверил рекламному объявлению из серии «вы выиграли миллион» и изводит чад и домочадцев намерением получить мифический выигрыш.

Приз за сценарий получил китайский режиссер Цзе Чжанке за картину «Печать греха» — об обратной стороне экономического чуда, о росте напряженности и насилия в китайском обществе. А приза за режиссуру удостоился мексиканец Амат Эскаланте: в его ленте «Хели» проиллюстрировано пагубное влияние наркобизнеса и коррупции в правоохранительных органах на жизнь одной обычной семьи. Добавив сюда приз жюри японской ленте «Каков отец, таков и сын» о двух семьях, чьих детишек перепутали в роддоме, можно сделать вывод, что Стивен Спилберг с коллегами-судьями предпочел отметить фильмы, претендующие на отражение современных реалий.

А ведь сам-то предпочитал снимать зрелищную небывальщину и фантастику. Но оказавшись в жюри, оставил изобретательное, визуально богатое кино, создающее собственные миры и материализующее фантазии, без поощрения. Впрочем, художественная ценность двух наиболее ярких фильмов конкурса, где создатели воспаряют над реальностью, чтобы явить ее с неожиданной стороны, от отсутствия призов не упала. И достойная сравнения с «Римом» и «Сладкой жизнью» Феллини «Красотища» Паоло Соррентино, и человечная вампирская лав-стори Джима Джармуша «Выживут только любовники» с великолепной музыкой наверняка останутся у публики в памяти куда дольше, чем премированные приземленные фильмы-комментарии к сиюминутным новостям.

Что до российских кинодеятелей, то единственной нашей соотечественницей, хоть как-то отмеченной в Каннах, стала Дарья Белова, студентка Берлинской киношколы, получившая на Неделе критики приз за короткометражку, снятую в Германии.

Прямая речь

Абделатиф Кешиш: «Для меня это просто история пары»

Корреспонденту «Труда» удалось задать победителю Каннского кинофестиваля несколько вопросов.

— Каково это — снимать любовные сцены с двумя героинями?

— Чувственность и страсть сложнее показать, когда люди просто сидят и едят. В эротических эпизодах у нас уже есть скульптура и хореография тел, красота лиц, остальное можно дорисовать постановкой света. Я хотел показать то, что считаю красивым, словно картину. Но я не заострял для себя внимание на том, что рассказываю именно о двух девушках, для меня это просто история пары, а не высказывание на тему гомосексуализма. Хотя лучшее высказывание, возможно, и есть съемки такой любовной истории, как любой другой.

— Вы — француз с арабскими корнями. Думали о том, что можете фильмом как-то повлиять на отношение к однополой любви среди тех, кто ее не принимает?

— Недавно я, как и другие, переживал по поводу революции в Тунисе, и думаю, что революция происходит и в области чувств тоже. Возможность свободнее самовыражаться, свободнее любить меня вдохновляет.

— В ваших фильмах важную роль всегда играет социальный аспект. Как это проявилось в «Жизни Адели»?

— Это правда, две героини принадлежат к разным социальным слоям, одна — художница, представительница богемы, интеллектуальной элиты. Другая, Адель, можно сказать, из пролетариев, она становится учительницей первоклашек. Обе девушки одинаково увлечены своим занятием, но в то же время остаются заложницами своего круга. И вряд ли можно четко очертить, где проходят социальные границы, но очевидно, что эти различия в конце концов повлияли на отношения девушек и на их разрыв.

 

 

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9532
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7234
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?