Главная Культура 00:05 28 Мая 2013 6260
Спилберг не разглядел «Красотищу»

Пока Париж протестовал против гейских браков, Канны отдали «Золотую пальму» фильму об однополой любви

Екатерина Чен, Канны

Французы, хозяева крупнейшего мирового кинофорума, каждый год надеются выиграть «Золотую пальмовую ветвь». На этот раз удалось — жюри под председательством Стивена Спилберга отдало вожделенный приз французскому фильму «Жизнь Адели» режиссера Абделатифа Кешиша.

Вручала «пальму» член жюри Ума Турман. Еще до объявления результатов, как только картину показали прессе, местные критики взахлеб превозносили достоинства картины и выставляли Кешишу наивысшие баллы. Пикантность ситуации в том, что в «Жизни Адели» речь идет об однополой любви, фильм довольно откровенно повествует об отношениях двух девушек. Пережив бурную взаимную страсть и несколько лет пожив как супруги, героини расстаются, и одна из них, Адель, никак не может смириться с тем, что все закончилось. Занятно: ровно в то время, пока в Каннах решали, кому отдать «пальму», в Париже 150 тысяч французов жарко протестовали против однополых браков.

То есть тема фильма-победителя, видимо, близка не всем. Спилберг, правда, подчеркивал, что жюри оценило прежде всего «великолепную работу трех прекрасных кинодеятелей» — режиссера и двух молодых актрис, Адель Экзаршопулос и Леа Сейду. А сам Кешиш говорит о теме фильма шире, безотносительно к полу персонажей: встреча, совместная жизнь, расставание — такое, мол, случается с какой угодно парой. Кстати, героини Кешиша тоже ходят на демонстрации — но без внятных лозунгов: политики и накала борьбы за чьи-либо конкретные права режиссер постарался избежать, ограничившись общими рассуждениями о свободе творчества и самовыражения.

Новоиспеченный лауреат больше всего известен нашим поклонникам кино по драме о магрибских иммигрантах «Кускус и барабулька». И та среда была автору ощутимо ближе, чем теперешняя попытка проникнуть во внутренний мир двух чувственных барышень. Уж слишком много тут любования картинными позами девушек, особенно в эротических сценах. Впрочем, многим поклонникам «Жизни Адели» эта живописность как раз и приглянулась. Режиссер признался, что задумывается о продолжении — хотя некоторые зрители с трудом высидели и нынешнюю трехчасовую картину.

Второй по значению (после «Золотой пальмы») приз Каннского фестиваля, называемый здесь Гран-при, жюри присудило братьям Коэн за ленту «Внутри Льюина Дэвиса». Это меланхолическая история о фолк-музыканте 1960-х годов, который ночует где придется, ест чем угостят, но, несмотря ни на какие жизненные невзгоды, каждый вечер готов выступать по клубам и мотаться через полстраны на прослушивание к очередному продюсеру. К несчастью для героя, Коэны ввели в сюжет линию с кошкой, за которой горе-музыканта друзья просили присмотреть. Так вот, во многих сценах кошка исполнителя главной роли явно переигрывает.

Призом за лучшую женскую роль отмечена Беренис Бежо, сыгравшая французскую жену, разводящуюся с иранским мужем, в фильме Асгара Фархади «Прошлое». Бежо знакома нам по фильму «Артист», за который она номинировалась на «Оскара». А лауреатом каннского приза за мужскую роль стал ветеран американского актерского цеха Брюс Дерн. В незатейливой, но трогательной трагикомедии Александра Пэйна «Небраска» Дерн изображает вздорного старика, который поверил рекламному объявлению из серии «вы выиграли миллион» и изводит чад и домочадцев намерением получить мифический выигрыш.

Приз за сценарий получил китайский режиссер Цзе Чжанке за картину «Печать греха» — об обратной стороне экономического чуда, о росте напряженности и насилия в китайском обществе. А приза за режиссуру удостоился мексиканец Амат Эскаланте: в его ленте «Хели» проиллюстрировано пагубное влияние наркобизнеса и коррупции в правоохранительных органах на жизнь одной обычной семьи. Добавив сюда приз жюри японской ленте «Каков отец, таков и сын» о двух семьях, чьих детишек перепутали в роддоме, можно сделать вывод, что Стивен Спилберг с коллегами-судьями предпочел отметить фильмы, претендующие на отражение современных реалий.

А ведь сам-то предпочитал снимать зрелищную небывальщину и фантастику. Но оказавшись в жюри, оставил изобретательное, визуально богатое кино, создающее собственные миры и материализующее фантазии, без поощрения. Впрочем, художественная ценность двух наиболее ярких фильмов конкурса, где создатели воспаряют над реальностью, чтобы явить ее с неожиданной стороны, от отсутствия призов не упала. И достойная сравнения с «Римом» и «Сладкой жизнью» Феллини «Красотища» Паоло Соррентино, и человечная вампирская лав-стори Джима Джармуша «Выживут только любовники» с великолепной музыкой наверняка останутся у публики в памяти куда дольше, чем премированные приземленные фильмы-комментарии к сиюминутным новостям.

Что до российских кинодеятелей, то единственной нашей соотечественницей, хоть как-то отмеченной в Каннах, стала Дарья Белова, студентка Берлинской киношколы, получившая на Неделе критики приз за короткометражку, снятую в Германии.

Прямая речь

Абделатиф Кешиш: «Для меня это просто история пары»

Корреспонденту «Труда» удалось задать победителю Каннского кинофестиваля несколько вопросов.

— Каково это — снимать любовные сцены с двумя героинями?

— Чувственность и страсть сложнее показать, когда люди просто сидят и едят. В эротических эпизодах у нас уже есть скульптура и хореография тел, красота лиц, остальное можно дорисовать постановкой света. Я хотел показать то, что считаю красивым, словно картину. Но я не заострял для себя внимание на том, что рассказываю именно о двух девушках, для меня это просто история пары, а не высказывание на тему гомосексуализма. Хотя лучшее высказывание, возможно, и есть съемки такой любовной истории, как любой другой.

— Вы — француз с арабскими корнями. Думали о том, что можете фильмом как-то повлиять на отношение к однополой любви среди тех, кто ее не принимает?

— Недавно я, как и другие, переживал по поводу революции в Тунисе, и думаю, что революция происходит и в области чувств тоже. Возможность свободнее самовыражаться, свободнее любить меня вдохновляет.

— В ваших фильмах важную роль всегда играет социальный аспект. Как это проявилось в «Жизни Адели»?

— Это правда, две героини принадлежат к разным социальным слоям, одна — художница, представительница богемы, интеллектуальной элиты. Другая, Адель, можно сказать, из пролетариев, она становится учительницей первоклашек. Обе девушки одинаково увлечены своим занятием, но в то же время остаются заложницами своего круга. И вряд ли можно четко очертить, где проходят социальные границы, но очевидно, что эти различия в конце концов повлияли на отношения девушек и на их разрыв.

 

 

 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5445
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5071
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...