Главная Культура 00:10 28 Апреля 2023 11647
«Агрессивных дагов в Дагестане не встретишь»

Автор популярной антиутопии «Луна 84» работает в Москве, но живет в Махачкале

Дарья Ефремова
По словам Ислама, его история — воплощение голливудской мечты. Фото из открытых источников

Ислама Ханипаева называют литературной сенсацией: молодой махачкалинец, автор популярного паблика «Дневник дага», ворвался в литературу внезапно, став лидером читательского голосования респектабельной российской премии «Ясная Поляна» за роман взросления «Типа я». Хотя успеху предшествовали годы и годы безответных писем в издательства. О местном колорите, корейском кино, «агрессивных дагах» и горных поселениях, где до сих пор слышатся отзвуки давних и недавних кавказских войн, писатель рассказал «Труду».

— Как все-таки это соединяется: нынешний успех, премия за сэлинджеровский по духу роман о восьмилетнем Артуре и его воображаемом друге-защитнике Али — и 20 лет безуспешных рассылок рукописей по издательствам? Да и когда вы успели, если вам сейчас лишь 32 года?

— А я начал в 12. (Смеется.) Вообще, моя история — прямо воплощение голливудской мечты: мало того, что человек никак не связан с профессиональным сообществом, так еще и из «некультурного места». Дагестан у жителя Центральной России больше ассоциируется с заносчивыми горцами, источниками скандалов и опасностей, чем с писателями. Но, думаю, это как раз и помогло: читателю иногда полезно перенестись в необычные для него места и обстоятельства. Школьник из Махачкалы, таксист из Ростова, охотник из тайги — это все же посвежее рефлексирующих интеллектуалов из Москвы и Питера.

На самом деле «Типа я. Дневник суперкрутого воина» — мой шестой роман, я писал его в стол минимум 10 лет. В издательства обращался более 30 раз, всегда без ответа, а потом р-раз — «Лицей» и финалы всех крупных российских премий. О существовании еще и «Ясной Поляны» я узнал только позапрошлым летом, а осенью ее получил. Вдохновляющий опыт для всех, кто пишет. А нас таких тысячи.

— Неужели ни разу за годы неудач руки не опускались?

— Как мусульманин я решил, что они не на моей совести — я сделал все, что мог. Но, знаете, признание совсем не портит, а очень вдохновляет. Это как в спорте: когда футболиста-новичка ставят в команду со звездами, он вдруг начинает играть на другом уровне.

— Недавно пришлось допечатывать новый тираж вашего детектива «Холодные глаза», где журналист из Махачкалы расследует серию циничных убийств в горных аулах, и след выводит на больших чиновников...

— Да, настоящий журналист — проблема и для самого себя, и для своей семьи, и для власти. Но я хотел рассказать не о чиновниках, а о том настоящем, жестком, горном Дагестане, который не то что туристам, а даже махачкалинцам не очень-то знаком. В эти села и попасть нелегко — там живут замкнуто по своим правилам, русским не владеют за ненадобностью и очень не любят чуваков с камерами. Это в некотором смысле пережиток кавказской войны двухсотлетней давности: люди, подобно ежам, выставили иглы против всего мира. Что же касается романа, замысел родился в сентябре, в разгар пандемии — я пережидал ее в селе, где все время накатывала какая-то хтонь... Вообще к жанру подбирался долго. Идея написать детектив крутилась в голове лет десять, но делать что-то в духе Агаты Кристи не хотелось: бывшая когда-то занимательной игра с читателем в кошки-мышки — найти убийцу внутри текста — уже не очень вдохновляет. А как должен выглядеть хороший современный детектив, я не очень себе представлял, пока не познакомился с корейскими триллерами. Меня взорвало это супермрачное кино, поднимающее важные моральные и этические вопросы. Захотелось сделать что-то подобное в дагестанских реалиях, к слову, идеальных для нуара. Тут еще попался в интернете подкаст, где Галина Юзефович констатировала смерть ее любимого детективного жанра в России. «Подержи мое пиво», — сказал я своему телефону (больше в тот момент было некому) и засел за «Холодные глаза». За две недели появилась половина романа. Еще через год — победил с ним на конкурсе писательского форума «Таврида». Теперь жду, когда какой-нибудь Дэвид Финчер скажет: все, забираю, будем снимать!

— Эпизоды книжного сериала «Луна 84» о тюрьме-колонии «Мункейдж», где ни за грош пропадают тысячи молодых людей и девушек, бьет рейтинги продаж на «Букмейте». С чем связываете вспыхнувший интерес к антиутопиям?

— Я бы не сказал, что именно у нас какой-то особый запрос на антиутопии. В Америке их выпускают десятками каждый год. Не знаю почему, но будущее чаще всего представляется нам страшным. Особенно в последнее время, когда развеялись многие из иллюзий. Экологическая катастрофа, захватившие мир суперкорпорации, безжалостная робототехника. Сильным — все, слабым — ничего, третьей возможности почему-то никто не рассматривает. На «Ясной Поляне» первый приз взял Дмитрий Данилов с романом «Саша, привет», отсылающим к «Приглашению на казнь» Набокова. Это очень личная история, Данилов прямо впихивает читателя в своего персонажа, осужденного на смертную казнь филолога, говорит «сиди в нем и смотри». Мы, люди XXI века, постоянно это на себя примеряем — как будто где-то висит пулемет, который в любой момент может разнести тебя в клочья.

— Вы популярны, но в столицу перебираться не торопитесь, в одном интервью даже сказали, что после Москвы надо лечиться...

— Как рассказчик историй я очень эмоционально реагирую на людей — наверное, поэтому у меня не получается засунуть в уши наушники и абстрагироваться. Там, где я живу, принято быть приветливыми, улыбаться, а в Москве все сидят в телефонах, очень холодны друг с другом в транспорте, в магазинах. Кстати, с теми самыми агрессивными дагами можно встретиться именно в Москве, Питере, ну может, еще в Екатеринбурге. В Дагестане так себя вести просто невозможно. Еще мне в Москве поначалу было непривычно, даже неприличным казалось, что парочки целуются в метро, я прям на люстру лез... В общем, живу я в Дагестане, но работаю все же в Москве: все мои рабочие контакты в телефоне — московские.

— В советские времена кавказских классиков ценили за юмор, колорит, притчевость и некоторую наивность. Как считаете, региональную литературу по-прежнему нужно развивать или это уже анахронизм?

— У нас была КВН-команда, ее очень любили в Москве, хотя она и не всегда получала высокие баллы. Вот они по полной эксплуатировали кавказский колорит — хвастовство, беготню за девушками и все такое. Я однажды сказал руководителю команды: «Брат, ну чего ты делаешь из нас посмешище?» Он прямо ответил: от нас этого ждут, мы будем никому не интересны, если начнем упражняться в общероссийских шутках. Но тут важно не пережать и уж, конечно, не пиариться за счет великих соотечественников. Сейчас столетие Гамзатова, меня часто приглашают выступить, но я не хожу. Это будет лицемерно: я рос не на нем, а на блокбастерах и компьютерных играх. Киношная синусоида заложена во мне, как во многих представителях моего поколения, — и это уже данность.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5636
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5270
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...