Главная Культура 19:39 28 Февраля 2019 2450
Параллельные миры Юрия Башмета

Эту программу было бы полезно послушать тем, кто пишет на своих мерседесах «можем повторить» 

Сергей БИРЮКОВ - актуальный
Портрет Ахматовой 1941 года кисти Вениамина Белкина. Скрипичный концерт Кабалевского 1948 года. Дирижерский выбор Юрия Башмета 2019 года. Фото автора

На Зимнем фестивале Юрия Башмета в Сочи ты, даже попав в число журналистов, т.е. привилегированных зрителей, успеваешь охватить только верхушку айсберга. Причем порой совсем не то, что настойчивей всего рекламируется, реально оказывается самым интересным.

Уж не говорю о том, что физически невозможно поспеть на все – симфонические премьеры композиторов России, Бельгии, Китая, моноспектакль «Не покидай свою планету» Константина Хабенского, парад этнических инструментов мира, встречу танцовщиков Грузии и Корсики…

Но вот если бы я не попал, к примеру, на академию молодых оперных певцов, уже много лет проходящую в рамках фестиваля под лидерством знаменитого педагога, руководителя Молодежной программы Большого театра Дмитрия Вдовина, это было бы досадным пробелом. Что может быть интереснее, чем открытие свежего яркого голоса и новой артистической индивидуальности? На этот раз, по моему мнению, особенно отличились мужчины: баритон «с огоньком» Василий Соколов – отличный Папагено и Онегин, статный бас Игорь Коростылев – блистательный Базилио с его арией о клевете, звучный тенор Андрей Скляренко – трогательный Неморино из «Любовного напитка»… Не хочу обидеть девочек – виртуозную Василису Бержанскую (сама могла бы уже давать мастер-классы) или великолепную (в потенциале) «колоратуру» Софью Цимбал, хотя и подслушал случайно, как великий Сергей Лейферкус предостерегал ее насчет «головокружения от успехов»: «Пока никакой Царицы ночи!». Что ж, на то и общение с легендарными старшими коллегами, чтобы правильно распределить усилия и стать Царицей в тот момент, когда ты до этого по-настоящему доросла.

Особенно порадовало знакомство с украинским баритоном Андреем Кимачем. Вот блистательный взлет: начало учебы в родном Херсоне, продолжение в Киевской академии музыки, затем – в Молодежной программе Большого театра, и закономерный результат – главная партия в стартовом спектакле сезона «Пуритане» не где-нибудь – в барселонском «Лисеу», контракты в других ведущих европейских театрах. И при этом парень не счел зазорным приехать еще поучиться – хотя сейчас поездки с Украины в Россию отнюдь не беспроблемны, Андрею, например, пришлось лететь в Сочи через Стамбул. Но ему, соединяющему в себе русскую и украинскую школу, не привыкать. Хороший пример для политиков наших обеих стран, которым пока вставлять друг другу палки в колеса привычнее, чем наводить мосты.

 

Украинец Андрей Кимач и белоруска Марта Данусевич в дуэте из оперы Леонкавалло «Паяцы». За роялем – Валерия Прокофьева

Но где же сам Башмет? Где его оркестры – «Новая Россия» или созданный недавно Всероссийский юношеский?

Конечно, были и они. Но вот здесь-то и важно не повестись на рекламу. Например, во всех анонсах с восторгом рекламировалась премьера ПЕРВОЙ В МИРЕ композиции, совместно сочиненной нейросетью Яндекса и живым композитором Кузьмой Бодровым. Премьеру приберегли на последний день, на концерт торжественного закрытия фестиваля. Ну и что? Лично для меня эта 7-минутная симфоническая миниатюра с красивой мелодичной партией солирующего альта (понятно, сыгранной Башметом) и малопоэтичным названием «Цифровой рассвет» ничем особенным не выделилась на фоне прочего творчества Бодрова. Мастеровитый Кузьма, насколько представляю, пишет такую бодро-мажорную, демократичную музыку давно и в больших количествах.

Зато никак не педалировалась в релизах другая программа – «Параллельные миры». Нет, в ней, вопреки футуристическому названию, как раз не было никаких супер-технологических изысков. Речь шла о параллельных мирах советской музыки, живописи и поэзии 40-х – 50-х годов. Времени, когда великие победы сопровождались жестокими репрессиями власти против собственного народа. Когда по социальному заказу создавались парадные опусы вроде фильма «Кубанские казаки», а по зову сердца – музыкальные трагедии уровня 8-й симфонии Шостаковича. Выставка в фойе Зимнего театра, подготовленная совместно столичным Музеем музыки и Сочинским художественным музеем, напоминала зрителю – кому вручали Сталинские премии и как топтали Ахматову с Зощенко и Пастернаком. А в самом зале довершал дело точный вкус Башмета-дирижера, не делящего художников на официозных и искренних, передовых и ретроградных. Юрий Абрамович, например, возродил из забвения Скрипичный концерт Кабалевского (с солисткой Татьяной Самуил) – и выяснилось, что эта партитура, на которую последующие десятилетия прочно налепили ярлык «секретарская», изумительна, а лирическая вторая часть просто может быть причислена к лучшим мелодическим достижениям русской музыки за все ее века.

А какой резонанс между суровой, благородной русской мелодикой Гавриила Попова (одного из разгромленных постановлением 1948 года «модернистов») и пробирающими до комка в горле строками Константина Симонова про три березы!

А как порой в точку попадал видеоряд с картинами Пластова, Пименова, Дейнеки, на которых мы видим трудное послевоенное возрождение страны. И что за лица на этих картинах! Сегодня встретить такие светящиеся глаза – огромная редкость. По большей части, замечу, женские – что над кульманом, что над рулем трактора: мужчин-то забрала война.

Не все в этой программе технически совершенно. И тот же видеомонтаж его автору Виктору Крамеру стоило бы переделать заново, с бОльшим уважением к цитируемым картинам. И стихи Анна Ковальчук (или кого там привлекут вместо нее в следующий раз) могла бы читать с бОльшим проникновением. Но идея – могучая, и было бы прекрасно, если б Юрий Абрамович дотянул ее на своем следующем фестивале, который по традиции у него весной в Ярославле, а завершает его музыкант всегда симфоническим концертом в святой день 9 мая.

Вот тогда это было бы полезно послушать и посмотреть всем. В том числе тем, кто, не помня о цене, лепит на свои мерседесы хвастливую надпись «можем повторить». 

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5462
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5101
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...