Российский профсоюз моряков в Находке подвел итоги борьбы за права работников. За пять лет за защитой обратились 55 экипажей судов, многие из которых были арестованы за долги и брошены хозяевами на произвол судьбы в иностранных портах.
Профсоюз оказывал юридическую защиту, обращался во властные структуры, садился за стол переговоров с хозяевами и подавал иски в суды. В итоге только на Дальнем Востоке удалось погасить долги по зарплате на сумму свыше 6 млн долларов перед моряками, а многих судовладельцев заставили спустить «удобные» флаги и перевести суда под российскую юрисдикцию. Наш корреспондент попросил прокомментировать ситуацию одного из лидеров РПСМ Николая Суханова.
— Николай Михайлович, с какими конфликтными ситуациями вам чаще приходится иметь дело?
— Вот, скажем, вопиющий случай с экипажами судов «Профессор Вознесенский» и «Василий Ян» Арктического морского пароходства. Суда летом зашли на ремонт в китайский порт Шанхай. А когда дело было сделано, пароходство отказалось платить по счетам. Спустя пару недель закончились топливо, продукты и даже вода. В это время в Шанхае невыносимая жара. Моряки обращались на соседние суда с просьбами о помощи, некоторые буквально на улице просили милостыню. Руководство Арктического пароходства на все звонки отвечало гробовым молчанием.
Полсотни членов экипажей оказались в безвыходной ситуации, их в буквальном смысле слова надо было спасать. Я подготовил обращение в администрацию президента и вложил в послание полные отчаяния письма моряков. И призыв возымел действие. Немедленно было созвано совещание, где присутствовали министр транспорта, генеральный прокурор. И буквально на следующий день судовладельцы не только оплатили ремонт, но и перечислили деньги на погашение долгов по зарплате и закупку горючего и провианта.
— Но почему надо обращаться в Москву? В Шанхае находится российское консульство, которое могло бы оказать экстренную помощь...
— Дипломаты могли оказать разве что моральную поддержку, поскольку денег для помощи попавшим в беду морякам не имели. А вот после этого случая правительство приняло решение об экстренной репатриации российских граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации за рубежом. Теперь в бюджетах консульств предусмотрены средства на эти цели.
— А судовладельцы, получается, остались в стороне?
— Только не в этом случае. В ходе расследования прокуроры выяснили, что были и на других судах задержки с выплатой зарплаты, долги составляли около 600 тысяч долларов. Для их погашения хозяевам пришлось выставить несколько судов на аукцион, долги погасили, после чего само пароходство обанкротилось.
— Говорят, моряки сами рискуют, когда нанимаются на суда под «удобным» флагом, где им обещают платить больше.
— Мне пришлось немало моряков спасать из ситуаций, когда они не только не получали денег, но их жизни реально были под угрозой. Ведь под чужим флагом наши моряки юридически не защищены. Как пример приведу рефрижератор «Екатерина», который стоял в порту Южной Кореи, и экипаж пять месяцев не получал зарплату. Судовладелец (кстати, российская компания) задолжал экипажу около 150 тысяч долларов. Люди обратились за помощью к нам, мы подключили международный профсоюз. В порту местные инспекторы с моряков собрали заявления и направили суд. Там разбирательство короткое и приговоры жесткие. Судовладельцы знают, что если попадут в черный список международного профсоюза, то могут на своем бизнесе ставить крест. В портах их суда не будут разгружать или снабжать топливом, даже воды не дадут. Поэтому после подачи иска с экипажем «Екатерины» немедленно рассчитались. А судовладелец сменил «удобный флаг» на российский.