ЧИНГИЗ Айтматов сказал о Ташкуле Керексизове, создателе этого центра: он делает благородное, причем небезопасное дело. Потому что для религиозных фанатиков он - враг. Потом, уже в Москве, я рассказывала друзьям и коллегам о чудаке, который у себя во дворе поставил памятники Вольтеру, Конфуцию, Пушкину, Льву Толстому, соорудил четыре часовни - по числу основных конфессий. Зачем ему такой своеобразный музей, в котором сам и живет? На этот вопрос я не могла тогда ответить.
Прошел год. Во дворе у Ташкула появились новые скульптуры - Булат Окуджава, Михаил Горбачев с Раисой Максимовной, а чуть дальше - герой Гюго, маленький Гаврош.
Мы сидим в доме Ташкула, где со стен смотрят древние киргизские лики. Дом состоит, собственно, из одной большой комнаты. Его милая жена Уля наливает чай и деликатно уходит, чтобы не мешать нашей беседе.
МЕЧТА
- У меня есть мечта, чтобы наша маленькая страна стала полноправным членом мирового сообщества, уважаемым прежде всего за духовное богатство, культуру. Культура - это ведь не только литература, искусство, но и поиски высокого смысла во взаимоотношениях людей, поиски взаимопонимания, единства через различия, совмещение того, что часто кажется несовместимым.
Возможно, все, что делает Керексизов, выглядит несколько наивно. Но добро всегда наивнее, уязвимее зла даже с эстетической точки зрения. Потому что оно старается выразить себя в ясных и простых формах.
В доме Ташкула часто бывают гости, в том числе политики, религиозные деятели, артисты, звучит классическая и национальная музыка и, естественно, возникают разговоры о том, как способствовать развитию духовности, взаимообогащению культур, интеллектуальному сближению всех народов в ХХI веке.
Шеваль, Гауди и Керексизов
Верно говорят, что благородные идеи не исчезают во времени. Недавно прочла о дворце, который в прошлом веке построил почтальон Жозеф Шеваль на востоке Франции. Уже зрелым человеком, выйдя на пенсию, он 33 года сооружал свой дворец. В нем он попытался объединить культуры разных времен и народов мира. А знатоки изящного морщили носы: чересчур пестро, дворец перенасыщен декоративными элементами и т.д. Сегодня - это исторический памятник, который называют "Идеальным дворцом почтальона Шеваля". А современные искусствоведы даже сравнивают его с творениями великого испанца Антонио Гауди.
Не знаю, что послужило толчком для Шеваля. Но понять, что двигало Ташкулом, можно, наверное, заглянув в его детство.
- Я родом с Иссык-Куля. Дед мой был в тридцатых годах репрессирован и так и не вернулся на родину, был где-то расстрелян. Моего отца как сына врага народа изгнали отсюда, он попал на Украину, но в отличие от деда сумел вернуться и умер уже здесь, на Иссык-Куле, в 1952 году. Учился я в школе-интернате, в котором воспитывались сироты и дети из малообеспеченных семей.
С детства раненый бездомностью, он строил в своем воображении не воздушные замки, а стремился вырваться из бедности. Работал, поступил в университет на экономический факультет, где освоил совсем не романтическую специальность - товаровед промышленных товаров. Затем работал. Дома своего так и не имел - жил в служебных квартирах. Свою первую, кооперативную, получил, когда ему было уже сорок. В общем, обычная история советского горожанина, для которого большая кооперативная квартира в хорошем доме была пределом мечтаний. Но не для Ташкула. Для него дом - "это менталитет, традиции, философия и суверенитет. Дом - это мое мировоззрение".
Ну, построил он себе дом, какой хотел. Что тут особенного? Сейчас те, у кого есть деньги, замки воздвигают.
- В детстве и юности я переживал, что в Киргизии не было больших домов, городов, современной бытовой культуры. Но потом с возрастом осознал, что было у моего народа нечто большее, выражающее его дух, связь с природой. Во-первых, это - юрта. Она, если хотите, основа всех жилищ мира. На какой материк ни посмотри - везде был шалаш из камыша или папоротника, из шерсти или шкур, изо льда, наконец. У всех народов - это прообраз дома. С древних времен мы сохранили юрту и сегодня используем в особых случаях. В Киргизии ее умеют делать так же, как тысячелетия назад. И этим можно гордиться. Второе - это наш комус, древнейший музыкальный инструмент. И третье, нам всегда говорили, что у киргизов не было письменности. Но это не так. Наши предки еще в древности владели орхоно-енисейской письменностью. А кроме того, у нас есть эпос "Манас", который для киргизов как Библия. Это - история народа, шифр, код духовной энергии киргизов. Вот три главных кита нашей культуры, которые мы сохранили в первозданном виде: "Манас", комус, юрта. Это наш дух, наша основа.
БОГАЧ - БЕДНЯК?
Как тонкий мир Керексизова - "Манас", комус, юрта - вписывается в грубую действительность? Признаюсь, менее всего в этой связи меня занимает, откуда он берет деньги на свой культурный центр. Но люди говорят разное. Многие уверены, что у Ташкула есть свой бизнес. А одна девушка, близкая к миру искусства, считает, что он - меценат. Да и сам Керексизов с гордостью рассказывает, что поддерживает материально около 30 молодых музыкантов.
- Многим кажется, что я богатый. У вас тоже, вижу, сомнения: откуда деньги? Нет, бизнесом никогда не занимался. Этот центр я строил с 1992 года. Что вы видите здесь особо ценного? Все сделано из простых материалов, которые не стоят больших денег. Забор выглядит как горы из камня, а на самом деле - из ДСП, на которые потом приклеили камни. И этот концертный зал - из ДСП, камня и покрашен гуашью. Философия моего дома такая: у нас есть вода, камень, глина, песок, гравий, к этому нужно добавить немного цемента и квалифицированного, от души труда. И скульптуры из отходов - металлолом, переплавленный в частной плавильне. Отливаем мы их по частям, а затем свариваем. Все, что вы видите здесь, сделано из того, что валяется под ногами. Это я в назидание тем, кто строит трехэтажные особняки за 200 тысяч долларов, причем разделенные на клетушки. Но человек не может одновременно жить в десяти комнатах. У меня одна комната, двор с часовнями, скульптурами и забором из ДСП - все мое богатство. Для дела, для людей я всегда нахожу кредиты, спонсоров а своих денег у меня нет. Но есть масса проектов.
Надо учесть, что Ташкул - человек с серьезным житейским опытом. В последние десять лет он работал и губернатором, и министром, имел дело с экономикой, сельским хозяйством, управлением. Так что не надо представлять его абсолютно оторванным от земных проблем. И этот опыт помогает ему сегодня содержать дом. А статус советника президента на общественных началах дает возможность общения с довольно широким кругом людей. Прошлые свои должности он оставлял, возможно, потому, что максималист, а скорее всего - потому, что искал свой дом, свой способ общения с миром и людьми.
Сейчас Ташкул одержим идеей театра в горах, который собирается строить, конечно же, в форме юрты. А декорацией будут настоящие горы. Поставить в нем он намерен балет, потому что это искусство понятно людям всех национальностей без перевода. А еще он говорит, что хочет написать одну книгу и снять один фильм. И, кроме того, - устроить международные состязания по национальным видам единоборств, скажем, по стрельбе из лука с лошади. Есть у него фонд "Манас" с офисом в Женеве, задачу которого он видит в "духовных инвестициях в Европу". Причем утверждает, что находит поддержку среди уважаемых и небедных европейцев.
Может быть, пижонит Ташкул Керексизов, как говорят, "заливает"? Уж больно выспренно порой говорит: "Родина моя - Земля, место рождения - Киргизия". Тем не менее он такой.
Не знаю, удастся ли ему поставить в горах балет, но очень интересно увидеть его "Идеальный Дом" через год-другой.