Однако организаторы проекта (помимо Пушкинского музея, это "Дом Шанель") и его участники (Третьяковская галерея, музеи Московского Кремля, лондонская Галерея Тейт, парижский Музей Пикассо, частные коллекционеры) считают, что знаменитая француженка этого достойна.
О ней написаны книги, сняты фильмы, поставлены спектакли и ходят легенды. Ведь Габриэль Шанель была не просто одним из модельеров и авторов духов - ее работы изменили мир моды и так повлияли на искусство ХХ века, что его, пожалуй, вправе будет разделить на "до и после" Шанель. Это она узаконила спортивный стиль, коротко подстригла женщин, укоротила юбку, ввела в моду русские рубашки с вышивкой, стала шить из твида, который до того считался неподходящим материалом для женской одежды. Коко, как ее называли друзья, дружила с видными представителями русской эмиграции. Она приютила у себя дома нуждающегося Стравинского с семьей, помогала Дягилеву в его сценических экспериментах, дружила с великим князем Дмитрием Павловичем...
Все эти обстоятельства подробно отражены через экспонаты выставки. Это малоизвестные фотографии, бронзовые скульптуры, живопись, графика и, конечно же, платья, созданные причудливой фантазией Шанель. Среди других авторов - Огюст Ренуар, Пабло Пикассо, Александр Родченко, Джон Констебль, Михаил Ларионов, Энди Уорхол...
"Все, что сделано Шанель в области моды, в ее работах для театра и кинематографа, по праву входит в мир искусства, - считает директор Пушкинского музея Ирина Антонова. - Шанель знала, что создает стиль. Но для создания стиля - явления искусства - надо стать художником. А это значило не только овладеть всем арсеналом художественно выразительных средств, но и создать свой неповторимый язык. И она нашла его в пропорциях своих изделий, в их цветовой гамме, в подборе фактуры тканей..."
Служащим Пушкинского музея пришлось изрядно поволноваться. Специально под "Шанель" была изменена привычная архитектура внутри Белого зала. Свой отдельный павильон устроен для каждого из пяти разделов выставки: "Твид", "Черный", "Красный", "Джерси" и "Золото". Прогуливаясь по этому своеобразному лабиринту, зрители попадут в фантастический визуальный мир, созданный с помощью световых установок и музыки. Стены задрапированы тканями Шанель, которые разрешается трогать руками, а воздух напоен тонким ароматом духов, незаметно разбрызгиваемых специальными пульверизаторами. По задумке устроителей, выставка должна не только представить россиянам образ великой француженки как можно полнее, но и отобразить ее идеи, которые намного пережили саму Шанель.