Кто из нас не мечтал совершить экскурсию в прошлое — так, чтобы услышать его, потрогать, ощутить вкусы и запахи. В Калининграде теперь есть два адреса, позволяющих проехаться на машине времени: к открытому еще семь лет назад «Старому дому», квартире почтенного кенигсбергского негоцианта, теперь прибавился «Дом китобоя» — коммуналка семьи героического советского моряка.
Герр Густав Гроссман действительно до середины 1940-х жил в доме по улице Красной, но о его дальнейшей судьбе ничего не известно. В квартире, которую он когда-то занимал, разместился музей, а в лавке — музейный магазин и кафе, где можно отведать лакомств, приготовленных по старинным рецептам. А вот старпом с китобойной флотилии «Юрий Долгорукий» — образ собирательный, но воссоздан он с документальной точностью по рассказам калининградцев, чья жизнь в советское время была связана с морем...
Как это все у них получилось?
Частный музей — дело хлопотное и затратное. Александр и Наталья Быченко (на фото вверху) и не думали становиться музейщиками, но в их жизнь вмешался его величество случай.
— Я вырос в доме довоенной постройки, — рассказывает Александр, — среди добротных старых вещей. Потом родители получили квартиру в панельной новостройке, и жизнь наглядно показала, чем она отличается от дома моего детства. Поэтому, когда у меня появилась своя семья, мы с Наташей решили обосноваться в таком же. И постепенно появилось желание сделать так, чтобы дом жил той жизнью, для которой был предназначен. Стали подбирать мебель, посуду, а в итоге затеяли грандиозный ремонт, чтобы восстановить атмосферу былых времен. Жить в ремонте оказалось невозможно, и мы попросили одного из знакомых, тоже увлекавшегося стариной, сдать нам на это время квартиру, где он уже успел осуществить то, что мы еще только собирались. В ней все было подлинным — от полов, печей и оконных рам до посуды и мебели. Когда к нам приходили гости, первое, что мы от них слышали: вы живете как в музее...
А дальше заработало сарафанное радио, и вскоре Александру и Наталье стали звонить совершенно незнакомые люди с просьбой увидеть все это своими глазами. И Быченко стали гидами в этом импровизированном музее. А чтобы не ударить в грязь лицом, им пришлось штудировать историческую литературу. Сюда потянулись не только любители старины, но и профессиональные музейщики.
— Однажды к нам на огонек привели тогдашнего директора Британского музея Нила Макгрегора, и он, невозмутимый британец, ушел потрясенным. А когда ремонт в нашем доме закончился и пришло время съезжать, стало понятно: мы «подсели» на старину, на этот «музейный» образ жизни, — продолжает рассказ Александр.
И тогда они нашли подходящую квартиру в доме 1912 года постройки, бывшую коммуналку, по счастью, практически неперестроенную, отремонтировали в соответствии с духом эпохи. Установили, кто тут обитал до войны (в Кенигсберге домовые книги велись аккуратно). А пока шли работы, по крупицам на блошиных рынках и распродажах собирали мебель, посуду, домашнюю утварь. В результате все предметы здесь, от дверных и оконных ручек до кухонной плиты и массивной ванны, — из той, прежней эпохи. От посетителей отбоя не было — в каком еще музее можно посидеть в старинном кресле, увидеть, каков в деле бронзовый «жук-камердинер», помогающий снимать сапоги, повертеть в руках машинку для наклейки марок или списать со старинной вафельницы рецепт вафель.
Здесь все очень солидно и буржуазно. Фото предоставлены музеями «Альте хаус» и «Дом китобоя»
«Старый дом» набирал обороты, а его создатели уже мечтали о новом музее, где рассказывалось бы о быте послевоенной советской эпохи. Калининград — морской порт. Много лет его жизнь была связана со знаменитой китобойной флотилией «Юрий Долгорукий», а посему главным героем экспозиции стал китобой. Помещение для этого музея Александру и Наталье уже не пришлось приобретать на свои средства — правительство области предоставило им в безвозмездное пользование постройки 50-х годов во дворе Областной научной библиотеки. В них и была реконструирована типичная калининградская коммуналка тех времен. В двух комнатах «поселили» семейство передовика-китобоя — папу, маму и двоих детей, в третьей — темную личность, каких хватало в любом морском порту.
А вот такую коммунальную советскую кухню помнят и многие нынешние калинингадцы, и жители других российских городов. Фото предоставлены музеями «Альте хаус» и «Дом китобоя»
Экспонаты для «Дома китобоя» собирали в течение пяти лет. Большую их часть приносили в будущий музей сами калининградцы: детские игрушки и мебель, коллекции заморских раковин и бытовую технику, книги, посуду и даже чудом уцелевшие упаковки от знакомых до боли продуктов вроде пельменей или пасты «Океан». Люди делились не только вещами, но и семейными историями — как получали смотровые ордера на жилье, как обустраивались, как взрослые стояли в очередях, а дети в развалинах играли «в вой-нушку» или искали клады. И как всем городом встречали из длительных рейсов отцов и мужей. Вот почему в этом музее решено было обойтись без экскурсоводов — из таких историй сложили аудиоспектакль, в котором приняли участие актеры драматического театра. Как написал один из посетителей, «музей вторгся на территорию театра» — и это добавляет эмоций!
Какой же дом моряка - без карты, где флажками отмечены порты, куда доводилось заходить. Фото предоставлены музеями «Альте хаус» и «Дом китобоя»
Здесь тоже можно все потрогать, открыть, пролистать. Лишь самый драгоценный экспонат заключен под стекло. В 1975-м, когда популяция китов оказалась на грани исчезновения и мировое сообщество приняло решение о почти полном запрещении промысла, СССР пришлось ликвидировать свои китобойные флотилии. Промысловые суда были проданы третьим странам. Когда на последнем судне из состава «Юрия Долгорукого» был спущен флаг, члены экипажа разрезали его на части и разобрали на память. Один из этих лоскутов и завершает экспозицию «Дома китобоя»...
Ради благородного дела даже оживили ветхий черно-белый телевизор. Фото предоставлены музеями «Альте хаус» и «Дом китобоя»
P.S. Детище Александра и Натальи Быченко давно переросло рамки маленького частного музея. Музей был принят в состав ИКОМ (Международный совет музеев), проводит лекции и концерты, устраивает семинары для музейщиков, приглашая коллег со всей страны, а также из Польши, Германии, Скандинавии. Здесь рады всем, для кого прошлое не страницы учебников истории, а живая память человеческих судеб и сделанных на совесть вещей.