В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». Эта экспозиция, объединившая шедевры итальянского искусства XVIII века из собраний музеев города Виченцы и московского Пушкинского — новое свидетельство давних связей культур наших стран.
Виченца расположена поблизости от Венеции и всегда существовала в культурном поле знаменитого морского города. А в XVIII веке именно Венеция располагала едва ли не самыми большими во всей Италии возможностями развития искусства. Поэтому одно из главных богатств музеев Виченцы — живопись великих венецианцев: Каналетто, семейств Тьеполо, Гварди...
Популярными сюжетами в то время, как и в эпоху Возрождения, оставались христианские и античные мифологические мотивы. Среди 57 полотен нынешней выставки , составленной кураторами Викторией Марковой (ГМИИ) и Джованни К. Ф. Виллой (Городские музеи Виченцы), к этому роду живописи относятся масштабные, часто не лишенные театральности работы Джованни Баттисты Питтони, Джованни Баттисты Пьяццетты, Дамбаттисты и Джандоменико Тьеполо (отца и сына)...
Новым веянием стали так называемые ведуты — пейзажи городов, появившиеся как ответ на возникшую культуру туризма. Путешественники потянулись в страну, которую они считали ядром европейской цивилизации. Многие хотели увезти после этого домой овеществленные воспоминания — картины. Это могли быть документальные полотна, скрупулезно воспроизводящие реальные городские виды — их непревзойденным мастером почитался Джованни Антонио Каналь, прозванный Каналетто. Его крупное полотно «Возвращение бучинторо к молу у Дворца дожей» — один из центральных экспонатов выставки (бучинторо — корабль, на котором совершалась издревле бытовавшая в Венеции церемония обручения дожа с морем — С. Б.).
Вскоре написание подобных ведут превратилось почти в индустрию, одним из наиболее успешных представителей которой явился племянник Каналетто — Бернардо Беллотто, со временем переехавший в Саксонию и писавший по преимуществу немецкие виды. По скрупулезности его картины даже превосходят работы предшественника, но заметно суше по рисунку и колориту, о чем можно судить, например, по видам замка Кенигштайн, городов Пирны, Дрездена...
Эти помпезные изображения, в которых больше мастерства, чем вдохновения, так разительно контрастируют с поэтичными, полными колышущегося воздуха, камерными по размерам пейзажами одного из последних представителей классической венецианской живописи — Франческо Гварди. А тем более — с расцветшим в те десятилетия жанром пейзажной фантазии, романтизирующим древние архитектурные руины и развивающем реальные мотивы в фантастические композиции, подобные сновидениям («Пейзаж с триумфальной аркой и конной статуей» Луки Карлевариса, удивительно напоминающий модные сегодня картины-фэнтези).
Рядом — вполне реалистические, ярко характерно написанные портреты («Портрет купца» Джандоменико Тьеполо) — жанр, в котором порой решались тогда даже модные аллегорические темы (Джованни Антонио ди Пьери, прозванный Дзоппо — «Аллегория зимы»). Бытовые сценки, часто курьезные, вроде серии «балаганных» зарисовок Пьетро Фальки, по прозванию Лонги. И, конечно, натюрморты, в том числе принадлежащие кисти Элизабетты Маркиони — крайне редкий в ту пору пример женского творчества.
Особым событием в рамках нынешнего российско-итальянского проекта стала предварительная демонстрация одного из полотен выставки — «Эней, Анхиз и Асканий» Джандоменико Тьеполо — в Итальянском посольстве. Такие предпоказы избранных работ перед крупными публичными выставками — многолетняя традиция, культивируемая итальянским дипломатическим ведомством. Картина (точнее, эскиз монументального полотна «Греки, осаждающие горящую Трою», сейчас хранящегося в Художественном музее Синебрюхова в Хельсинки) написана с такой страстью, будто художник был впечатлен реальной схваткой, а не мифологическим сражением, от которого нас отделяют три тысячи лет. Собравшиеся также отметили любопытные стилистические переклички между привезенным полотном и росписью особняка русского предпринимателя Сергея Берга, украшенного как раз в стиле XVIII века. «Я чрезвычайно рад, — сказал во время предпоказа посол Италии в Москве Паскуале Терраччано, — что эта традиция продолжается, и убежден, что посвященная венецианским мастерам выставка станет прекрасной возможностью для поддержания диалога между Италией и Россией».
Выставка в ГМИИ будет работать до 14 октября. А затем Москва передаст ее по эстафете Виченце.