Главная Культура 00:13 27 Июля 2018 1299
Фэнтези из XVIII века

В ГМИИ показывают венецианскую живопись

Сергей Бирюков
Итальянский куратор Джованни К.Ф.Вилла - у картины Каналетто «Возвращение бучинторо к молу у Дворца дожей», одного из главных экспонатов выставки. Фото автора

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди». Эта экспозиция, объединившая шедевры итальянского искусства XVIII века из собраний музеев города Виченцы и московского Пушкинского — новое свидетельство давних связей культур наших стран.

Виченца расположена поблизости от Венеции и всегда существовала в культурном поле знаменитого морского города. А в XVIII веке именно Венеция располагала едва ли не самыми большими во всей Италии возможностями развития искусства. Поэтому одно из главных богатств музеев Виченцы — живопись великих венецианцев: Каналетто, семейств Тьеполо, Гварди...

Популярными сюжетами в то время, как и в эпоху Возрождения, оставались христианские и античные мифологические мотивы. Среди 57 полотен нынешней выставки , составленной кураторами Викторией Марковой (ГМИИ) и Джованни К. Ф. Виллой (Городские музеи Виченцы), к этому роду живописи относятся масштабные, часто не лишенные театральности работы Джованни Баттисты Питтони, Джованни Баттисты Пьяццетты, Дамбаттисты и Джандоменико Тьеполо (отца и сына)...

Новым веянием стали так называемые ведуты — пейзажи городов, появившиеся как ответ на возникшую культуру туризма. Путешественники потянулись в страну, которую они считали ядром европейской цивилизации. Многие хотели увезти после этого домой овеществленные воспоминания — картины. Это могли быть документальные полотна, скрупулезно воспроизводящие реальные городские виды — их непревзойденным мастером почитался Джованни Антонио Каналь, прозванный Каналетто. Его крупное полотно «Возвращение бучинторо к молу у Дворца дожей» — один из центральных экспонатов выставки (бучинторо — корабль, на котором совершалась издревле бытовавшая в Венеции церемония обручения дожа с морем — С. Б.).

Вскоре написание подобных ведут превратилось почти в индустрию, одним из наиболее успешных представителей которой явился племянник Каналетто — Бернардо Беллотто, со временем переехавший в Саксонию и писавший по преимуществу немецкие виды. По скрупулезности его картины даже превосходят работы предшественника, но заметно суше по рисунку и колориту, о чем можно судить, например, по видам замка Кенигштайн, городов Пирны, Дрездена...

Эти помпезные изображения, в которых больше мастерства, чем вдохновения, так разительно контрастируют с поэтичными, полными колышущегося воздуха, камерными по размерам пейзажами одного из последних представителей классической венецианской живописи — Франческо Гварди. А тем более — с расцветшим в те десятилетия жанром пейзажной фантазии, романтизирующим древние архитектурные руины и развивающем реальные мотивы в фантастические композиции, подобные сновидениям («Пейзаж с триумфальной аркой и конной статуей» Луки Карлевариса, удивительно напоминающий модные сегодня картины-фэнтези).

Рядом — вполне реалистические, ярко характерно написанные портреты («Портрет купца» Джандоменико Тьеполо) — жанр, в котором порой решались тогда даже модные аллегорические темы (Джованни Антонио ди Пьери, прозванный Дзоппо — «Аллегория зимы»). Бытовые сценки, часто курьезные, вроде серии «балаганных» зарисовок Пьетро Фальки, по прозванию Лонги. И, конечно, натюрморты, в том числе принадлежащие кисти Элизабетты Маркиони — крайне редкий в ту пору пример женского творчества.

Особым событием в рамках нынешнего российско-итальянского проекта стала предварительная демонстрация одного из полотен выставки — «Эней, Анхиз и Асканий» Джандоменико Тьеполо — в Итальянском посольстве. Такие предпоказы избранных работ перед крупными публичными выставками — многолетняя традиция, культивируемая итальянским дипломатическим ведомством. Картина (точнее, эскиз монументального полотна «Греки, осаждающие горящую Трою», сейчас хранящегося в Художественном музее Синебрюхова в Хельсинки) написана с такой страстью, будто художник был впечатлен реальной схваткой, а не мифологическим сражением, от которого нас отделяют три тысячи лет. Собравшиеся также отметили любопытные стилистические переклички между привезенным полотном и росписью особняка русского предпринимателя Сергея Берга, украшенного как раз в стиле XVIII века. «Я чрезвычайно рад, — сказал во время предпоказа посол Италии в Москве Паскуале Терраччано, — что эта традиция продолжается, и убежден, что посвященная венецианским мастерам выставка станет прекрасной возможностью для поддержания диалога между Италией и Россией».

Выставка в ГМИИ будет работать до 14 октября. А затем Москва передаст ее по эстафете Виченце.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5108
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...