Этот праздник в советские времена отмечался с размахом — танцами в национальных костюмах, запуском голубей и парадами физкультурников. В новой России его встречают буднично и холодно, без лишнего умиления. Позолота романтики облезла, к тому же у молодых к старшим всегда масса неприятных вопросов. Вот и старается страна прошмыгнуть тихонько мимо этого повода.
Новый старый праздник появился в российском календаре еще в эпоху Бориса Ельцина, 19 лет назад. За это время в стране выросло целое поколение, которое, по идее, и должно олицетворять то самое молодое
Если пробежаться по отчетам разных социологических служб, то возникает довольно любопытный коллективный портрет той самой группы граждан РФ в возрасте от 15 до 29, что официально считается молодежью.
Верят в любовь и интернет
Общая численность этой группы колеблется в районе 33 млн человек (15–19 лет — 25,8%, 20–24 года — 37,1%, 25–29 лет — 37,1%, данные 2009 года). Более 80% молодежи начинают употреблять алкоголь в подростковом возрасте. Курят среди юношей 58,3%, среди девушек — 40,5%. Курят среди работающей молодежи 66%, среди учащейся — 43%, среди студентов вузов курящих 51%.
Основные условия счастья для молодежи: любовь — 52%, материальное благополучие — 43%, семья — 33%, здоровье — 33%, друзья — 23%, понимание — 23%, успех (самореализация) — 15%. Большая часть молодых людей считают создание семьи и семейное счастье главной жизненной ценностью.
Основной источник получения информации — интернет, на втором месте — телевидение и только потом журналы и друзья.
Отношение молодежи к политическим реформам: 1,5% горячо поддерживают, 42,8% видят больше плюсов, 28,4% видят больше минусов, 20,8% затруднились ответить, 6,6% резко против.
Самая популярная у молодежи национальная идея — укрепление России как правового государства: 44,9% опрошенных.
25,4% нашей молодежи считают, что государство должно обеспечить людям полное равенство, 59,3% полагают, что государство должно обеспечивать гражданам минимум, 10,4% за то, чтобы государство помогало только беспомощным, а 3,4% уверены, что каждый должен рассчитывать только на себя. Еще 1,5% затруднились ответить на вопрос. При этом когда речь идет о равенстве, около 80% респондентов имеют в виду равенство возможностей и только 20% — равенство доходов.
Общество индивидуальной свободы выбрали бы 42,6% молодежи, а общество социального равенства 23,9%.
Добрачные сексуальные отношения воспринимаются молодежью от 15 до 19 лет как социальная норма. Молодые люди от 20 до 29 лет относятся к добрачным сексуальным отношениям с гораздо большей настороженностью. Различия в зависимости от пола выражены незначительно.?
Вы счастливый человек?
Этот вопрос наши
Алексей Моськин, менеджер:
— Мне не хватает пары миллионов для счастья. Потому что без денег никуда — как ни крути, это символ свободы и счастья.
Игорь Филимонов, рабочий:
— На данный момент я счастлив на все сто! Потому что недавно вернулся из армии. На гражданке все здорово. Плюс мне рады все родные, друзья, которые меня ждали.
Анна Хилимендик, студентка:
— Знаете, все зависит от человека. Я лично счастлива, потому что во всем стараюсь видеть позитив. Даже когда вот так пугают вопросами корреспонденты, мне неожиданно весело.
Надежда Рудина, временно безработная:
— Я очень счастливый человек. Потому что люблю. Это такое прекрасное чувство, ради него хочется просыпаться каждое утро и просто хочется жить.
Алексей Загорский, прораб:
— Хотел бы надеяться, что я
Анна Борисова, студентка Академического колледжа при консерватории:
— Да, я счастлива. Потому что в этом году сбылись все мои мечты! И вообще я верю, что все по жизни у меня будет хорошо!
Мир менять будешь?
Еще одна примета нашего времени — серьезная политизация молодых людей, от которой мы успели отвыкнуть за последние два десятилетия. Мы обратились к лидерам молодежных движений с вопросами: «Может ли молодежь изменить мир?», «Что именно в нем надо поменять?», «Что вы для этого делаете?»
Максим Руднев председатель координационного совета «Молодой гвардии Единой России»:
— Молодежь должна менять мир, ведь она заинтересована, чтобы наша страна менялась в лучшую сторону. И в этой связи хотелось бы, чтобы к мнению молодых и амбициозных взрослые больше прислушивались и относились серьезнее. Есть ребята, у которых горят глаза, им хочется быть услышанными, а когда у них не получается пробить свои идеи, то эти глаза гаснут. Нас многое не устраивает сегодня: очереди в детский сад, проблемы в здравоохранении, коррупция, грязь в наших домах и хамство в отношениях. И мы пытаемся с этим бороться. Сегодня в «Молодой гвардии» более 100 тысяч активистов. У нас действует масса социальных проектов: мы помогаем ветеранам и инвалидам, помогаем тушить пожары, проводим рейды по винным магазинам, чтобы пресечь продажу алкоголя детям. Разумеется, «МГ» — это в первую очередь серьезная школа для молодых политиков: за 6 лет существования организации мы дали стране около 10 тысяч депутатов разного уровня.
Александр Босых, координатор молодежных проектов «Конгресса русских общин»:
— На данный момент изменить мир молодежь вряд ли способна, потому что у нас нет единой идеологии. Идет движение в разные стороны — точно по басне про лебедя, рака и щуку. В таких условиях сложно заниматься
Кирилл Гончаров, председатель Московского молодежного «Яблока»:
— Мы должны стремиться изменить к лучшему свою страну, свой город, свою улицу. А для этого надо привлекать молодежь в