Завтра - экзамен! Комната 11-классника похожа на свалку: одежда валяется вперемежку с книгами, в груде учебников затерялся засохший бутерброд. Ночью молодой человек баррикадируется от членов семьи, чтобы не мешали ему в срочном порядке читать "Войну и мир" или ликвидировать пробелы в знаниях по математике. А утром всклокоченное, невыспавшееся чадо с ужасом ловит себя на том, что все литературные тексты, исторические даты и алгебраические формулы напрочь забыты. В школу мученик науки идет на ватных ногах с полной уверенностью: "Провалюсь".
Сотрудники столичного Центра психологического, медицинского и социального сопровождения "Взаимодействие", готовы "подстелить соломки" выпускникам и дать им несколько полезных советов, как справиться с экзаменационным стрессом. Кстати, психологи утверждают, что даже элементарный порядок в комнате, удобное расположение на столе учебников, пособий, тетрадок может здорово повысить интеллектуальную активность. А еще известно, что продуктивной работе мозга чудесным образом способствует наличие желтых и фиолетовых тонов в интерьере. Так что поставьте на стол букет одуванчиков или фиалок и - вперед!
КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ И ПОВТОРЯТЬ МАТЕРИАЛ?
Психологи раскрыли секрет магической "семерки" ("семь бед - один ответ", "семеро одного не ждут", "семь раз отмерь - один отрежь" и т.п). Оказывается, при одновременном восприятии наша память способна удержать, а затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз. Поэтому, если материала для заучивания очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Однажды в эксперименте по изучению памяти учащихся разделили на четыре группы. В первой отрывок из книги читали 4 раза, во второй - 3 раза и один раз пересказывали, в третьей читали 2 раза и 2 раза пересказывали, в четвертой - читали только 1 раз и 3 раза пересказывали. Содержание текста лучше всего запомнили ребята четвертой группы, а хуже всего - первой. Следовательно, пересказ текста своими словами запоминается гораздо лучше, чем многократное чтение.
В КАРМАНЕ - "ГОРЯЩАЯ" БУМАГА
Стоит ли на экзамене пользоваться шпаргалками? Психологи считают, что в самом их составлении нет ничего плохого, так как при этом еще раз прорабатывается материал. Но приносить их с собой в школу не надо. Запомните: когда в кармане лежит "горящая" бумага, голова работает крайне плохо.
ВНЕШНИЙ ВИД
Как одеться на экзамен? Вопрос далеко не праздный. Какой бы стиль, спортивный или джинсовый, вы ни предпочитали в повседневной жизни, как бы ни гордились своим кольцом в ноздре или ухе, на этот раз придется поступиться принципами и явиться перед экзаменационной комиссией в виде аккуратно причесанных и строго одетых пай-девочек и пай-мальчиков.
И еще совет: следите за мимикой. Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать нечто подобное. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться.
ЕСЛИ ВДРУГ "ВСЕ ЗАБЫЛИ", НЕ СПЕШИТЕ СДАВАТЬСЯ
Представим себе безрадостную картину. Вы всю ночь учили 5-й билет, а вам достался 13-й. Вы его не знаете, потому что там содержатся совершенно ужасные и бессмысленные утверждения, не подвластные даже уму Пети - единственного отличника в классе. Не надо сдаваться. Посмотрите на вопрос. Какие ассоциации он у вас вызывает? Может, вы что-то отдаленное уже проходили? Или слышали, изучая другой предмет, читали в книжке, смотрели в кино? Здесь уместно вспомнить анекдот, когда два ученика выучили по зоологии всего один вопрос: про блох. Одному достался билет про коров, тот и начал: "Это корова, это ее шерсть, а в шерсти - блохи...". И дальше - развернутый ответ о жизни блох. А второй вытянул вопрос про рыб. Но и он не растерялся: "Это рыба, это ее чешуя, а была бы вместо чешуи шерсть, были бы блохи...".
Опытные студенты знают, что на экзамене главное - не молчать. Иначе как преподаватель узнает, что вы хоть что-то знаете по данному предмету?
КАК СПРАВИТЬСЯ С ВОЛНЕНИЕМ?
Вытянув билет или узнав тему экзаменационного сочинения, не паникуйте раньше времени, успокойтесь и постарайтесь на время забыть про окружающих. Для вас должны существовать только задания и часы, регламентирующие время экзамена. Торопитесь не спеша. Начните с решения тех задач (ответов на вопросы), в знании которых вы не сомневаетесь. Когда успокоитесь, голова начнет работать ясно и четко. Нервозность уйдет сама собой, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
Ни в коем случае не принимайте в день экзамена успокоительные средства. Они могут затормозить вашу способность мыслить, сделать вас сонливым и безразличным ко всему происходящему.
Центр "Взаимодействие" желает вам успеха. А если будут проблемы, звоните. Наши телефоны: 113-80-12, 320-93-47.
Подготовила