Из государственной казны на это пафосное мероприятие ушло порядка 25 миллионов рублей. Плюс спонсорская "неучтенка" - помеценатствовать изъявили желание солидные обувные и мебельные фабрики страны, пивные заводы и даже отечественные кутюрье... Власть гульнула от души! А для народа так и осталось загадкой, что же так грандиозно праздновали его "слуги". А ведь на самом деле было что отмечать - сто лет назад самодержавная Россия продемонстрировала всему миру, что мнение собственного народа ей небезразлично. По царскому велению появилась Госдума.
Судьба тех, дореволюционных, Дум весьма поучительна: ведь нынешние народные представительства создавались во многом по их образцу и подобию. И тогда, и сейчас Дума активно старалась противопоставить себя правительству и монарху (президенту) либо ударялась в другую крайность - становилась полностью карманной (как нынешняя Госдума). И сейчас, и сто лет назад думцы увлекались огромным количеством второстепенных законопроектов, которые в те времена прозвали хлестким словом "вермишель". Сегодня, как и в царской России, думцы частенько не находят нужных слов и от эпистолярного жанра резво переходят к рукопашной. Правда, в те годы обидчика принято было вызывать на дуэль. Вызов к барьеру, как последний аргумент в парламентском споре, использовали Гучков, Пуришкевич, Милюков. Однако и это мало помогало: по признанию Петра Столыпина, Россия страдала "гармонически законченной законодательной беспомощностью". Впрочем, есть одно, но существенное отличие тех Дум от нынешней - в царских Госдумах никогда не было стойкого однопартийного большинства.
УЧРЕЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Рекордно короткий период - с апреля по июль 1906 года - просуществовала первая Госдума под председательством Сергея Муромцева (профессор Московского университета). Депутаты провели всего одну сессию, но зато приняли 391 запрос "о незаконных действиях правительства". Кабинет министров настолько разобиделся, что объявил депутатам бойкот. Премьер Горемыкин на заседаниях Думы демонстративно дремал.
Главная трагедия Первой Думы заключалась в том, что она, как считают историки, потеряла чувство реальности, пытаясь использовать революционный настрой улиц для захвата всей полноты власти. Закончилось это тем, что Николай II направил Столыпину письмо с указанием подготовить манифест о роспуске Думы. Но Петр Аркадьевич тогда спас российский парламентаризм, осмелившись добавить в указ пункт, о котором царь не упоминал: "сохранить в силе самый закон об учреждении этого учреждения".
ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ СОДРОГНУЛСЯ
Открытие Второй Думы в феврале 1907 года ознаменовалось падением огромного пласта штукатурки с потолка зала заседаний Таврического дворца. Об этом вспоминали как о дурной примете. Действительно, отношения второго думского председателя с главой правительства сразу не заладились: Федор Головин (экс-председатель Московской губернской управы) огорчил Петра Столыпина "непочтительным обращением в кулуарах". На приеме у императора Головин расстроил и Николая II, который так отозвался о главном думце: "Полнейшая посредственность".
К этому надо добавить и полнейший радикализм депутатов, по отношению к которым прозвучала знаменитая фраза Столыпина: "Им нужны великие потрясения. Нам нужна великая Россия!" Это стало приговором: 3 июля 1907 года был объявлен Манифест о роспуске Думы.
"ЛАКЕЙСКИЙ" СОЗЫВ
В ноябре 1907 года председателем Третьей Думы избрали землевладельца Николая Хомякова, которого в марте 1910 года сменил купец и промышленник Александр Гучков. На этот раз император долго отказывался принять представителей Думы, которая, по мнению государя, "себя еще недостаточно проявила в смысле совместной работы с правительством". Депутаты приняли это к сведению. Они практически не спорили с министрами, почувствовавшими полную бесконтрольность. Эта Дума получила обидное прозвище "лакейская".
КОНЕЦ ЭПОХИ ЦАРСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
Самый тяжелый период выпал на долю Четвертой, и последней, в истории самодержавной России Думы. С ноября 1912 по октябрь 1917 года ее возглавлял землевладелец Михаил Родзянко. После крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью. В результате император дважды распускал и снова созывал депутатов. После отречения Николая II от престола Дума больше официально не собиралась. Точку в эпохе царского парламентаризма поставили большевики: 18 декабря 1918 года декретом Совнаркома Дума была упразднена.
Столетие парламентаризма стало для нынешних депутатов хорошим поводом наградить себя, любимых. Так за три недели до торжеств ордена, медали, грамоты, а также ценные подарки от спонсора - мебельной фабрики "8 Марта" достались группе женщин-парламентариев. А за два дня до праздника видных думцев вооружили: главный милиционер страны Нургалиев вручил спикеру Грызлову наградной пистолет Макарова, а к брючным ремням депутатов Васильева, Куликова, Хинштейна и Гурова прикрепили кортики.
Еще 200 лет назад статский советник Михаил Сперанский создал проект, по которому скроили и царские, и нынешние Думы.
И ведь каков парадокс: нынешние думцы взяли от своих предшественников не только лучшее, но, как оказывается, и все худшее.