Он приехал в Израиль семь лет назад вместе с женой. Она была внучкой еврея и имела право на еврейское гражданство. Вскоре, однако, супруги развелись. Герман решил остаться в Израиле и пойти служить в ЦАХАЛ. Он всегда мечтал быть офицером. И добился своего. Служил так, что получил направление на офицерские курсы.
- Он и меня уговорил приехать сюда, - рассказывает Людмила Рожкова. - Ему не хотелось быть одному. Ему было больно, что министерство внутренних дел не разрешило мне жить в Израиле, потому что я не еврейка...
После гибели Рожкова выяснилось, что он успел написать письмо главе правительства. "Неужели я, офицер Армии обороны Израиля, должен погибнуть, чтобы моя мать получила израильское гражданство?" - спрашивал Герман Рожков другого боевого офицера Ариэля Шарона.
...По недоброй иронии судьбы именно в день гибели лейтенанта Рожкова представители министерства внутренних дел явились к убитой горем матери и вручили ей документ - разрешение на постоянное жительство в Израиле. А до этого Людмила имела только статус иностранной рабочей сроком на два года. Весь бюрократический процесс выдачи разрешения был проведен на улице возле такси... Сразу же после этой процедуры Людмила отправилась в институт судебной медицины, чтобы опознать тело сына.
Лейтенант Рожков заплатил собственной жизнью за "теудат зеут" - удостоверение личности израильского гражданина - для своей матери. Здесь такие порядки, что если, к примеру, "нечистокровная" мать решит навестить своего сына-израильтянина, проходящего службу в ЦАХАЛе, то ее в Израиль впустят. На три месяца. А по истечении этого срока попросят покинуть землю обетованную. И никакие ссылки на то, что матери хочется быть рядом с сыном, в расчет не берутся. Не положено... И получается так, что за израильское гражданство для своей матери солдат должен заплатить кровью. Такова практика предоставления гражданства родителям военнослужащих, не являющихся евреями согласно галахе (решению раввина, опирающемуся на традиционное иудейское законодательство). Предоставить гражданство родителям солдата, если они не евреи, можно в виде исключения в случае его гибели. Тогда родители получают статус постоянного или временного жителя. Хотя и он не позволяет им избирать и быть избранными в кнессет, занимать какую-либо государственную должность, избираться в местные советы... Временные жители получают меньшее пособие, чем евреи-репатрианты, имеющие право на возвращение.
Сегодня в боевых частях -ЦАХАЛа каждый четвертый - новый репатриант. 6500 солдат срочной службы не являются евреями. Эти парни и девушки защищают еврейское государство и даже отдают за него жизнь, а государство не разрешает их родителям здесь жить...
...Германа Рожкова хоронили под проливным дождем. В последний путь его пришли проводить солдаты из его роты, друзья и близкие. Его могила - как русского по матери - на военном кладбище в Кирьят-Шмона в стороне от других могил, в которых покоятся солдаты-евреи, - так решили раввины. Только после гибели сына Людмила Рожкова получила право проживать в Израиле, теперь уже - чтобы ухаживать за могилой сына. Таков финал этой трагической истории. Не первой и, вероятно, не последней.