На этой неделе стартовал досрочный этап сдачи ЕГЭ. Понедельник и четверг отводились математике, которая наряду с русским языком остается обязательным предметом. Главное новшество: экзамен по математике разделен на два уровня — базовый и профильный: для тех, кто пойдет на мехмат или физмат, и тех, кто собирается в гуманитарный вуз или вообще ни в какой. Результаты станут известны в апреле, но и сейчас есть о чем поразмыслить.
С введением ЕГЭ в 2009 году математика, которой славилась наша школа, попала в число отстающих предметов — здесь больше всего «неудов». Хотя в прошлом году ЕГЭ считался сданным, если ученик набрал 24 балла. Это та же двойка при 100-балльной системе.
Как объяснить провал? Говорят, виноваты гаджеты и... решебники (ужасное слово!). Ученики, поставившие на службу электронные шпаргалки, не знают элементарных основ, зачастую даже таблицу умножения. И как их винить, если в обычных школах на алгебру отводится всего три часа в неделю, на геометрию — два. С введением ЕГЭ учителя заняты натаскиванием учеников на уровень В, чтобы как можно больше школяров набрали минимальный балл. Результаты экзамена прямо влияют на заработки педагогов и даже на показатели эффективности работы губернатора. В прошлом году из 800 тысяч сдающих математику максимальные 100 баллов получили 538 человек, а «неуды» — почти 50 тысяч.
Но, может, все ринулись в гуманитарии? Как бы не так! Наб-людается снижение средних баллов по всем предметам. Вот русский язык: в 2014 году — 62,5 балла против 63,9 в 2013-м. Математика — 39,6 против 49. Физика — 45,7 против 54,6, английский язык — 61,2 против 73, химия — 55,6 против 68,6, биология — 54,3 против 59, история — 45,7 против 55,9, информатика — 57,2 против 63,5...
В прошлом году 5 тысяч выпускников не сдали оба обязательных предмета. Причем отсев провели после снижения средних баллов, а без этого 30 тысяч выпускников остались бы без школьных аттестатов. В Министерстве образования это объясняют беспрецедентным ужесточением контроля. То есть списывать стало труднее, поэтому результаты хуже. Но на что списать катастрофическое снижение среднего уровня знаний школьника-выпускника, которое бросается в глаза любому имеющему возможность сравнить багаж, с которым выходили за школьный порог в прежние времена и теперь?
Хорошо помню, как шесть лет назад тогдашний министр образования Владимир Филиппов агитировал за ЕГЭ. Трогательно рассказывал про мальчика из Якутии, который лишен возможности поступить в престижный московский вуз, где сплошь блат и взятки. А ЕГЭ, мол, даст всем равные шансы, и тогда студентами станут лучшие из лучших. Ставилась и другая важная цель — искоренить коррупционную составляющую. А что в итоге сбылось?
«Коррупции уж точно меньше не стало, — говорит президент Всероссийского фонда образования профессор Сергей Комков. — Она, напротив, поднялась этажом выше. За «родительскую» взятку в 650 тысяч рублей арестовали министра образования Карачаево-Черкесской Республики. Он требовал мзду по таксе — по тысяче рублей за каждый балл при сдаче ЕГЭ. Или нашумевший скандал в столичной «Пироговке», где в списках оказались сотни «мертвых душ» с высокими баллами, которые должны были освободить места для «своих». Будущих врачей, между прочим. И таких махинаций уйма».
Потирают руки репетиторы. Раньше этим зарабатывали на жизнь вузовские преподаватели, теперь все кому не лень — от студентов до неведомых экспертов. Если верить опросам, практически каждый старшеклассник занимается с репетиторами. Отчего же такие неубедительные оценки? Почему так жалко выглядят выпускники на экзаменах, особенно если надо хоть на шаг отступить от заученного, механического расставления галочек?
«Посмотрим правде в глаза: дети в школе теперь не осваивают предметы, а готовятся к тестам, — считает Комков. — Если раньше экзамен показывал, насколько интеллектуально развит выпускник, то теперь — насколько он натаскан. Учителям некогда творить, ученикам — думать и рассуждать. ЕГЭ стал самоцелью».
Но ведь тестирование к практике не имеет никакого отношения. Конструктор не выбирает решение из трех предложенных — он ищет свое.
Как и врач, и агроном, и даже учитель. По данным независимых экспертов, в 2012 году на экзамене по математике больше 165 тысяч выпускников списывали решения в социальной сети. А, скажем, в следующем году половина 11-классников Махачкалы перевелись в районные школы, чтобы было проще сдать ЕГЭ. Со списыванием развернулась священная война. Только на видеонаблюдение в прошлом году потрачено 600 млн рублей. Но технический прогресс опережает контролеров. К каждому выпускнику не приставишь по сотруднику ФСБ с навороченной аппаратурой.
После очередного громкого скандала с ЕГЭ что-то меняют, подправляют. После горячих воззваний защитников словесности вернули итоговое сочинение, без которого теперь к экзаменам не допускают. В этом году повышены минимальные проходные баллы ЕГЭ по математике — до 27, иностранным языкам — до 22 и обществознанию — до 42. Так Минобрнауки пытается поднять уровень подготовки будущих студентов, особенно инженерно-технических специальностей. Но поможет ли косметический ремонт, когда стены трясет? Ведь качество образования падает все заметнее. Наши дети начали уступать первенство в международных олимпиадах ровесникам из стран Юго-Восточной Азии, где, к слову, про ЕГЭ не знают. Значит, существует здоровая альтернатива?
«В тот год, когда у нас вводилась американская система ЕГЭ, в США от нее отказались, -говорит Сергей Комков. — По просьбе Барака Обамы Конгресс выделил 5 млрд долларов на восстановление классической системы образования. Во Франции эксперимент с единым госэкзаменом также провалился, поскольку упал уровень образования. Сейчас там без экзаменов зачисляют желающих на первый курс, а потом отсеивают. Наши вузы в отсеве не заинтересованы, чтобы им не срезали финансирование: кого набрали, тех и тянут. Почему мы держимся за ЕГЭ руками и ногами — загадка».
Штрихи
В начале марта команда российских школьников победила на VII международной олимпиаде Romanian Master in Mathematics в Румынии. Юные математики из Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга и Ульяновска набрали 105 баллов, опередив участников из США на 5 баллов. Третье место досталось команде из Китая. Отметим, что последние годы наши ребята неизменно в тройке призеров. Этот успех особенно впечатляет на фоне общего снижения знаний по точным наукам. Хотя многое объясняет тот факт, что команду победителей готовят к олимпиаде преподаватели знаменитого МФТИ, где нестандартная система обучения помогает раскрывать таланты. Так, может, пора и в обычных российских школах избавить наших детей от штампов ЕГЭ?