Как подчеркнул в своем выступлении президент Энергетического клуба России, Чрезвычайный и Полномочный Посол нашей страны в Украине Виктор Черномырдин, топливно-энергетический комплекс традиционно занимает особое место в экономике России. Это связано и с уникальной обеспеченностью нашей страны природными топливно-энергетическими ресурсами, и с ее природно-климатическими особенностями.
Россия - одно из ведущих энергетических государств мира, которое не только практически полностью удовлетворяет свои потребности в топливе и энергии за счет национального производства, но и активно участвует в международной торговле энергоресурсами в качестве крупнейшего их экспортера. Достаточно сказать, что в России, занимающей всего 12,8 процента территории нашей планеты, сосредоточены 13 процентов прогнозных ресурсов и около 12 процентов разведанных запасов нефти, 42 процента ресурсов и 34 процента запасов природного газа, около пятой части разведанных запасов каменного угля и треть - бурого, а также порядка 14 процентов мировых разведанных запасов урана.
Однако, отмечали участники заседания, обольщаться этими цифрами не следует, ибо сегодня не только в общественном сознании, но и в экономических кругах сложилось во многом ошибочное представление о весьма высокой, даже избыточной сырьевой обеспеченности страны. При этом совершенно неоправданно ставится знак равенства между потенциальными природными возможностями и запасами конкретных ресурсов, реально подготовленных для использования. Такой искаженный подход нарушает весь технологический цикл изучения, воспроизводства, практического применения и охраны природных ресурсов. Если подобные тенденции сохранятся в ближайшие 5-10 лет, в стране будут израсходованы подготовленные для использования запасы важных природных ресурсов. Это, в свою очередь, породит сырьевой кризис даже при наличии высокого природно-ресурсного потенциала.
Кроме того, в нашей стране сложилась крайне высокая энергоемкость экономики, в два-три раза превышающая удельную энергоемкость экономики развитых стран Запада.
Выступивший с основным докладом на форуме руководитель рабочей подгруппы Госсовета РФ, ректор Санкт-Петербургского государственного горного института Владимир Литвиненко обратил внимание собравшихся на то, что установленные в 1992 году Законом "О недрах" нормы в сфере недропользования вошли в противоречие с реальной ситуацией, усугубились недостатки в организации лицензирования, контроля за выполнением условий лицензий.
Многие из выявленных противоречий связаны с несовершенством законодательства о недрах, отсутствием в нем четкой регламентации органов управления и недропользования.
- Противоречия между возможностями минерально-сырьевого потенциала и состоянием дел в управлении его рыночными механизациями приобретают для России угрожающий характер, - констатировал профессор В. Литвиненко. - Большой бизнес в нашем минерально-сырьевом комплексе сформировался быстрее, чем другие экономические институты. Причем формирование этого бизнеса произошло за счет приватизации огромных предприятий. Фактически в настоящее время 35 человек, которых мы называем хозяевами финансовых или финансово-промышленных групп, владеют более чем 95 процентами различных разведанных месторождений с относительно улучшенными горно-геологическими, климатическими условиями и развитой инфраструктурой.
Строительство эффективных экономических институтов в стране неоправданно затянулось. В этой ситуации крупный бизнес контролирует большие экономические и финансовые ресурсы, влияет на государственное управление недропользованием. Собственно же госуправление осуществляется разрозненно, по ведомственно-отраслевому принципу, что далеко не всегда позволяет реализовать минерально-сырьевой потенциал конкретных регионов. Это мешает переходу на унифицированные экономические методы управления ресурсами, вызывает противоречия между ведомствами, регионами и недропользователями...
На извечный российский вопрос "что делать?" участники выездного заседания МДО "Энергия России" ответили так: минерально-сырьевые ресурсы должны реально служить интересам государства. Но как этого добиться? Для решения поставленной задачи предлагается сохранить концептуальные положения Закона "О недрах", его правовой климат, что укрепит стабильность условий пользования недрами в интересах государства и недропользователей. Требуется радикально пересмотреть взгляды на систему управления минерально-сырьевым комплексом. Она должна выстраиваться на основе общемировых принципов с учетом особенностей российской экономики.
Предстоит разработать ресурсную стратегию для новых условий развития экономической и социальной жизни, произвести переоценку месторождений полезных ископаемых в соответствии с нарастающим увеличением затрат на производство минеральной продукции и ее ценовыми изменениями.
По мнению авторитетных экспертов, нуждается в укреплении и совершенствовании государственная система лицензирования как инструмент реализации государственной стратегии использования минеральных ресурсов. Необходимо доработать налоговое законодательство, которое бы обеспечивало оптимальное изъятие ренты в доход государства.
Среди предложений, прозвучавших на петербургском форуме, с одобрением восприняты и такие: срочно требуется четкий план действий правительства по переводу экономики на ресурсосберегающий уклад, реальному стимулированию снижения затрат в добывающих отраслях.