Что может быть лучше морозным зимним днем, чем оказаться в гостиной прекрасно отреставрированного старинного дворца, где звучит музыка, соединяющая эпохи? Именно на такую программу зовет своих слушателей органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая. 30 января в колонном зале Усадьбы Васильчиковых, что на Большой Никитской улице, она исполнит органные композиции от Баха до Пярта и Йошимацу, от Генделя до Таривердиева и Щедрина. Этот концерт, озаглавленный «Метаморфозы» – часть IX международного фестиваля камерной музыки Winterreise («Зимний путь», по названию знаменитого произведения Шуберта), проходящего сейчас в столице.
Вообще-то усадьбе на Большой Никитской 240 лет, и за эти века она успела побывать княжеской резиденцией, доходным домом, школой… Эти стены помнят и Михаила Афанасьевича Булгакова, одно время квартировавшего тут. А с 2019 года в великолепно отреставрированном здании размещается Музей военной формы, рассказывающий об истории русской армии через костюм, погружающий в атмосферу праздничной и повседневной культуры нашей страны.
Программа «Метаморфозы», придуманная профессором Московской консерватории, лауреатом Премии Москвы Евгенией Кривицкой, органично вписывается в музейное пространство, предлагая свою версию «путешествия» через века. Ведь когда-то и Иоганн Себастьян Бах с Георгом Фридрихом Генделем были современными композиторами. Их музыка вызывала споры, критику, непонимание, им приходилось доказывать свое право на признание. Потом время расставило все по местам, и тот, кто был популярен и моден в первой половине XVIII века, ушел на задворки истории. А сочинения Баха и Генделя перешли в ранг «нетленной классики», музыки на все времена.
Сегодня мы точно так же пытаемся понять послания, с которыми к нам уже на своем, порой весьма непростом языке обращаются наши современники. Сопоставить старое и новое, уловить перекличку стилей, диалог эпох – такова идея программы. Здесь в зале, сохранившем свой облик и акустику с XVIII века, прозвучат как оригинальные произведения для органа, так и переложения оркестровых, вокально-инструментальных композиций – ведь орган недаром назван «королем инструментов», он способен вступить в соревнование с оркестром и попытаться выиграть его, демонстрируя богатую палитру звуковых красок.
Среди произведений наших современников прозвучит и опус, который долгое время считался утраченным. Органные миниатюры «Телеграммы» Родиона Щедрина, юбиляра 2022 года, по словам самого композитора, были потеряны им при переездах и гастролях, но совсем недавно обнаружились в частном архиве и теперь вновь возвращаются на концертную эстраду. Будут и другие интересные повороты и истории, о которых расскажет в своих комментариях в ходе концерта Евгения Кривицкая.