"Чуньцзе". Он же Новый год
Самый знаменитый рынок Пекина носит красивое и очень китайское название - "Шелковая улица". Лю Сяочэнь - один из сотен торговцев, предлагающих свой товар "очень высокого китайского качества" и по "очень низким ценам". Для него, как для любого другого на этой улице, неделя до Нового года - самая прибыльная.
В празднике Нового года есть еще один плюс - это едва ли не единственная возможность в году увидеть семью. Тысячелетние традиции предписывают проводить праздник среди родных, объедаясь пельменями и взрывая хлопушки. Поэтому в новогоднюю неделю весь Китай приходит в движение. Билеты на автобусы, поезда, самолеты добываются с боем - в буквальном смысле. Если приобрести обратный билет не удастся, неделя выходных грозит затянуться, а это чревато - китайские боссы относятся к прогулам строго. Для продавцов каждый пропущенный день - потеря покупателей.
Лю Сяочэнь с покупкой обратного билета решил повременить. Как он сам признается, не видит смысла возвращаться в Пекин. "Торговли практически нет, - сетует Лю, показывая на забитые полки с пылящимися на них тюками с товарами. - С хозяином я договорился: через пару дней закрою лавку и сдам ему ключи. Пусть подыскивает нового продавца".
На вопрос, что будет делать дальше, Лю пожимает плечами: "Может, в деревню вернусь".
В своих опасениях Лю Сяочэнь не одинок. По крайней мере, треть продавцов рынка уверены, что после каникул не вернутся.
Заложники Запада
Главная причина спада китайской экономики - баснословный экспорт. КНР, исправно снабжавшая мир дешевыми товарами, стала заложником настроений потребителей за рубежом. Стремительное падение доходов американцев и европейцев привело к отказу от привычного образа жизни. Чем такие "перемены настроений" обернулись для китайских производителей - очевидно: их товары в таких колоссальных объемах больше не нужны.
Больше всего пострадала текстильная промышленность. Каждый день китайские каналы показывают пессимистические репортажи о массовом закрытии трикотажных фабрик и мастерских по пошиву одежды. Персонал оказывается без средств к существованию. Искать новую работу невозможно - в других отраслях дела не лучше.
Тревогу бьют туроператоры: многомиллиардный (в долларовом исчислении) бизнес стал одной из первых жертв. Число иностранных и местных туристов резко сократилось. Популярные у иностранцев шопинг-центры больше не напоминают пчелиные улья. Хотя те, кто все же решился отправиться в Китай, только в плюсе: в борьбе за клиента качество товаров и услуг растет, а цены снижаются.
Два триллиона не спасут
Главная проблема, которую китайские власти должны решить любой ценой, - появление гигантской массы безработных. Только по официальным данным, число трудовых мигрантов внутри страны составляет 150 миллионов человек. В первую очередь это люди, занятые в строительстве, а эта сфера серьезно пострадала из-за ипотечного кризиса.
В дельте реки Янцзы, где сосредоточена вся промышленная база экономики КНР, безработица в производственном секторе уже сейчас составляет от 40 до 50 процентов.
Да, конечно, Китай обладает солидной подушкой безопасности в виде двух триллионов долларов в золотовалютных резервах. Однако если разделить эту сумму на население, то "закрома" окажутся куда меньше российских. К тому же Китай зависит от экспорта товаров так же, как Россия - от экспорта сырья. И нетрудно предположить, с какой скоростью будут потрачены эти средства в случае ухудшения ситуации.
Не самые пессимистические прогнозы
Впрочем, экономисты не склонны рассматривать настолько пессимистические варианты развития событий. По многочисленным оценкам экспертов, хотя рост экономики существенно сократится по сравнению с предыдущими годами, все же останется на относительно высоком по мировым меркам уровне - выше пяти процентов. Некоторый оптимизм вселяют в инвесторов обещания правительства увеличить государственные вливания в инфраструктуру и усилить меры по стимулированию кредитно-финансового сектора.
Другое дело, что граждане КНР настроены далеко не столь оптимистично. В отделениях банков очереди: народ закрывает счета. И делает это не столько из-за боязни банковского кризиса - ведь дефолта в Китае не случалось. Причина иная - паника, которую несколько месяцев подряд в ежедневном режиме устраивают местные СМИ. Прочитав пару газет, изучив интернет и посмотрев телевизор, многие приходят к выводу, что лучше побыстрее перевести виртуальные деньги во что-нибудь более осязаемое.
Ван Чжи, сотрудник компании по производству электроники, - один из немногих, кто на фоне всеобщих панических настроений пытается жить, как прежде. Недавно он приобрел машину в кредит.
"Лучше что-нибудь ценное приобрести, пока цены не взлетели", - аргументирует Ван Чжи.
Инфляция - еще одна беда Китая. Особенно рост цен ощущается в Пекине. В 2008 году инфляция здесь достигла 6% - неслыханный по местным меркам показатель. Не самую лучшую услугу оказала Олимпиада: в ожидании наплыва гостей цены подняли, а после завершения Игр снизить "забыли".
В последнее время китайцы стали более осмотрительными в тратах. Власти по этому поводу устроили настоящий ликбез: первые места в новостных программах все чаще занимают сюжеты о том, как грамотно распределить расходы и что делать со сбережениями - если они, конечно, есть.
Кто такие "быки"
В эпоху финансового мегабума 2006-2007 годов миллионы китайцев, не обладая, по сути, никакими знаниями и ориентируясь лишь на интуицию, слухи, а зачастую и на астрологию, играли на фондовом рынке.
Новый год по лунному календарю - год Желтого Быка. В биржевой терминологии "быками" называют игроков, работающих на повышение цен. Весь Китай усилено надеется на благосклонность покровителя "биржевых оптимистов". К тому же осенью КНР отметит 60-летие своего создания, а значит, компартия и правительство просто не могут позволить себе осечки.
Красные конверты с деньгами
Тем временем, Лю Сяочэнь готовится к еще немаловажной традиции "чуньцзе". По обычаю в это время надо дарить родным, близким, сослуживцам "хунбао" - красные конверты с деньгами. В нынешнем году "хунбао" заметно похудели. Традиционно самые "счастливые" банкноты в 50 и 100 юаней (около 7 и 14 долларов) уступят место купюрам в 20 и 10 юаней. Впрочем, в нынешней ситуации вряд ли кто-то обидится.
Мнения экспертов
Андрей Островский, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока:
- Темпы роста ВВП Китая несколько сократились. Однако они продолжают оставаться высокими, а сам ВВП - вторым по объему в мире (4,4 трлн. долларов) после США. В Китае около 12 млн. предприятий - ежегодно закрывается около миллиона из них, но в то же время открывается миллион новых. Китай в два раза понизил ставку фрахта за тонну груза. За счет этого объем внешней торговли сохраняется на высоком уровне - 2,56 трлн. долларов. Продолжая бороться за внешние рынки сбыта, китайские производители активно переориентируются на внутренний рынок. Что касается отношения к кризису в целом, то обратите внимание: на последнем пленуме ЦК КПК основной темой было увеличение производства зерна, а не борьба с кризисом.
Руслан Гринберг, директор Института экономики:
- Китай, как и другие страны в значительной степени зависящие от экспорта товаров, находится в весьма трудном положении. Эта страна уже давно стала мастерской мира - "народная" электроника, текстиль, детские игрушки, даже туристические сувениры, предлагаемые во многих странах, и те производятся в Китае. Экспорт - мотор экономического роста и процветания страны. Но сегодня рынки застыли, спрос сократился. Однако основной проблемой для Китая, как и во всем мире, стала безработица. Чтобы абсорбировать приток рабочей силы из сельской местности в города, нужен рост ВВП на уровне не менее 8%. В противном случае в КНР произойдет рост преступности и бедности. Семипроцентный прирост ВВП, который сейчас прогнозируется, - недостаточный для Китая показатель.
Цифры
6,8%
рост ВВП Китая в IV квартале 2008 года. Это самый низкий показатель за 7 лет
18,5%
настолько увеличился объем китайского экспорта по итогам года. Аналогичный показатель в 2007 году составлял 26%
1 млн.
выпускников вузов не смогли найти работу. Это на 50% больше, чем в прошлом году
600 млрд.
долларов потратит китайское правительство на борьбу с кризисом
9 млн.
человек (4% населения) официально зарегистрированы в качестве безработных на 31 декабря 2008 года
10 млн.
человек вернулись в деревню, потеряв работу на производстве. Общее число мигрантов внутри страны - 150 млн.
"Челночный бизнес"
Москва-Пекин-Москва
Кризис ударил не только по официальным экономическим отношениям между Россией и Китаем (рост товарооборота сократился за год в восемь раз!), но и по тем людям, кто долгие годы жил за счет знаменитого "челночного бизнеса".
"Русский квартал" Пекина Ябаолу - "китайская Мекка покупателей меха". Здесь закупают товар почти сто процентов российских ритейлеров. Персонал "меховых бутиков по бросовым ценам" прекрасно говорит по-русски, визитки продавцов - тоже на русском, но "пропущенном" через подстрочный машинный перевод. Отсюда и знаменитые перлы, которыми пестрит интернет. Однако торговцам на Ябаолу сейчас не до шуток: клиентов - особенно оптовых - практически нет. Редкие покупатели - это россияне, живущие в Пекине, или в лучшем случае туристы из Сибири и с Дальнего Востока.
Первый удар по бизнесу нанесли авиаперевозчики: в прошлом году цены на билеты взлетели, после чего очереди на Ябаолу уменьшились точно в такой же пропорции. Затем грянул кризис - тут уже совсем не до шуб и дубленок стало. Дело могли бы спасти европейцы, но к несчастью местных коммерсантов, они шубами не интересуются. Как в силу особенностей климата, так и из "гуманных соображений".
В самый горячий сезон распродаж Ябаолу замер. Продавцы закрыли лавки на неделю раньше официальных новогодних каникул. "Что просто так сидеть за прилавком? - говорит работница магазина под названием "Наташа", представившаяся Зиной. - Лучше отдохну подольше".
На новеньких огромных павильонах в торговых центрах, построенных накануне кризиса, - сотни табличек "Мы открылись", однако на дверях - замки, а пустые витрины завешаны чехлами.
Единственные, у кого есть повод для оптимизма, - покупатели. И без того низкие цены удается сбивать еще больше. Владельцы лавок пребывают на грани настоящей паники: надо возвращать кредиты, договариваться по поводу аренды. Но цены все равно снижают - выхода нет. Оживления "шубного рынка" ждать в обозримом будущем не приходится.
"Меховой кризис" вслед за собой потянул все остальные неприятности "русского квартала". Рестораны и бары, где недавно кипела ночная жизнь, стоят полупустыми. Владелец аптеки "Сеня" называет сумму со множеством нулей, которую потратил на закупку "чудодейственных" препаратов, популярных у россиян. Многочисленные бутылки с настойкой на змеях, ящерицах, корешках и травках, скорее всего, будут пылиться на полках еще долго.