Вашингтонский корреспондент "Труда" связался с центром управления программой полетов на Марс, который находится в ракетной лаборатории НАСА в Пасадине (Калифорния), и попросил его сотрудника д-ра Рэнди УЭССЕНА ответить на ряд вопросов.
- Прежде всего разрешите поздравить вас с успехом. Директор НАСА Шон О'Киф, как я знаю, в вашей вашингтонской штаб-квартире уже раскупорил по этому поводу бутылку шампанского. Надеюсь, дойдет очередь и до Пасадины.
- Спасибо. Мы тоже надеемся.
- Скажите, д-р Уэссен, почему было решено послать идентичные аппараты? Чтобы удвоить шансы на успех - один не долетит, так другой? Или за этим какая-то специфическая цель?
- И то, и другое. Конечно, шансы удваиваются.
- Надо понимать, такая предусмотрительность себя оправдала: "Спирит" вышел из-под контроля, но зато "Оппортьюнити" теперь нормально передает информацию.
- "Спирит" тоже будет в порядке, мы уже наладили важные его функции, и в конечном счете все встанет на место. Такие эксперименты всегда связаны с риском, и хочу напомнить, что с другими аппаратами, включая "Вояджер", "Магеллан" и "Галилео", мы имели еще больше проблем, но сумели решить их.
Теперь о другой стороне дела. Кратер Гусева, где находится "Спирит", согласно некоторым теориям раньше мог быть озером. Там одни почвенные условия. А район, где сел "Оппортьюнити", имеет темно-серый или черный цвет и насыщен элементами, которые могут быть тоже связаны с водой, но иначе.
- Можно уже подвести первые итоги миссии? Если я правильно понимаю, ее главная задача - обнаружить воду на Марсе?
- Я бы сказал иначе: исследовать историю воды на Марсе. Для этого роверы и должны прислать нам анализ того, что обнаружат их щупы, оснащенные микролабораториями. Эта работа идет, но главное еще впереди, мы только надеемся, что ресурса аппаратов хватит на то, чтобы ее завершить.
- На сколько рассчитана их жизнь?
- По меньшей мере на три месяца.
- Что планируется после этого?
- Лаборатория ведет работу по множеству направлений, но с Марсом связаны три проекта. Осуществление намечено на 2005, 2007 и 2009 годы.
- Они вписываются в "марсианскую инициативу" президента Буша?
- Не в буквальном смысле, но, если мы собираемся на Луну и на Марс, любая крупица "марсианских" знаний становится важным кирпичиком в общем здании проекта.
- Российские коллеги как-то участвуют во всем этом?
- Пока мне ничего об этом не известно, аппаратура на роверах стоит немецкая, но в будущем, возможно, такое сотрудничество сложится.
- Спасибо, д-р Уэссен. Удачи вам.