4 и 5 января, в заключительные дни фестиваля духовной музыки «Адвент», проходящего в московском кафедральном соборе святых Петра и Павла, солисты, хор Intrada и Государственный академический симфонический оркестр России под управлением Владимира Юровского исполнят Рождественскую ораторию Иоганна Себастьяна Баха. Это будет первое в столице исполнение партитуры в церковном пространстве, для которого она и написана почти триста лет назад.
Один из самых востребованных дирижеров мира Владимир Юровский крайне редко исполняет в Москве музыку барокко. Тем интереснее услышать одно из самых капитальных произведений величайшего мастера этой эпохи в акустике лютеранского храма, для которой оно и предназначено. Символично, что оратория прозвучит в дни, когда и православные, и западные христиане празднуют Рождество Спасителя.
«Я редко исполняю Баха в России, но с течением времени появилась внутренняя потребность играть эту музыку все чаще и чаще, – рассказывает Юровский. – Рождественская оратория — одно из моих любимых сочинений Баха, с ним у меня связана длинная история, начавшаяся именно в Москве. В конце 80-х годов сюда приехал дирижер Гельмут Риллинг, основатель Международной Баховской академии в Штутгарте. Под его управлением с участием студентов Московской консерватории и привезенных им солистов впервые в Советском Союзе были исполнены первые три части Рождественской оратории. Я был на том концерте и помню, какое незабываемое ощущение счастья вызвала эта музыка и как долго это чувство потом жило во мне.
В 2008 году, в бытность мою членом коллегии Российского национального оркестра, мы исполнили четыре из шести кантат Рождественской оратории в Большом зале консерватории. Но уже тогда мне казалось, что эта музыка будет более органично жить в условиях храма. Такой храм в Москве, к счастью, есть — лютеранский собор Петра и Павла, что близ Маросейки. Здесь – самое естественное для музыки Баха акустическое и визуальное пространство, позволяющее концентрировать внимание на музыкальных событиях и тех духовных идеях, которые в ней артикулируются. Я причисляю себя к поколению исторически информированных музыкантов, и исполнять Баха мы будем в барочных традициях настолько, насколько это возможно сделать на современных инструментах».
Напомним, Рождественская оратория — это шесть кантат, написанных Бахом в 1734 году для исполнения во время праздничных рождественских служб в главных церквях Лейпцига. Последовательное изложение евангельской истории придает кантатам характер законченного цикла, а роскошный, особенно для того времени, инструментальный состав, включающий трубы и литавры, ставит их в ряд самых торжественных, радостных и величественных творений немецкого гения. Грандиозное по масштабам произведение для солистов, хора и оркестра будет исполнено в два вечера: 4 января прозвучат 1-3 части оратории, 5 января — 4-6 части. В исполнении принимает участие московский вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко, известный в мире как очень успешный и авторитетный интерпретатор музыки самых разных стилей от барокко до авангарда.
Для певицы Юлии Лежневой барокко - одна из главных сфер творческих интересов
Состав солистов тоже по-настоящему звездный. Сопрано Юлия Лежнева — одна из самых востребованных российских певиц, специализирующихся на барочном репертуаре. Немецкая певица – меццо-сопрано Верена Уземан также с успехом исполняет музыку классицизма и барокко, имея обширную баховскую дискографию. Исландский тенор Бенедикт Кристьянссон — лауреат Международного конкурса им. Баха в Лейпциге (2012), регулярно исполняет партию Евангелиста в «Страстях», теноровые арии в «Рождественской оратории». Российский бас Станислав Швец — солист театра «Геликон-опера», участник международных фестивалей в Зальцбурге (Австрия) и Глайндборне (Великобритания). Сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как Лорин Маазель, Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Владимир Юровский, Джеймс Конлон.
Владимир Юровский — представитель прославленной музыкальной династии, художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова и главный дирижер Лондонского филармонического оркестра.